Крупнейшим импортером авиационного топлива в 2019 г. стала компания “Глуско Украина”, нарастив поставки почти в два раза – до 74,2 тыс. т, по сравнению с 2018 г. (40,3 тыс. т). Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.

Свыше 80% этого объема “Глуско Украина” импортировала из Литвы. Остальная часть – около 12 тыс. т – была поставлена из Беларуси, откуда не импортировала более четырех лет.

Двукратное повышение импорта преимущественно обусловлено ростом поставок в аэропорт Борисполь, где компания является оператором заправки самолетов: за год они увеличились с 24 до 46 тыс. т. Поставки в аэропорт “Киев” (“Жуляны”) сохранились на уровне прошлого года -15,7 тыс. т. Также росту импорта способствовало начало поставок РТ для Вооруженных сил: в сентябре 2019 г. “Глуско Украина” заключила с Минобороны контракт на 9 тыс. т.

Вторую строчку рейтинга заняла компания “Амик Украина” – оператор авиазаправки в аэропортах Борисполя, Киева, Харькова и Одессы. По итогу 2019 г. она импортировала 49,2 тыс. т против 43,5 тыс. т годом ранее. Компания в основном оперирует топливом литовского производства.

Тройку лидеров замыкает топливозаправочная компания Baltic Grand Service (BGS) c объемом 25,9 тыс. т Этот объем компания приобрела через специмпортера “БНК-Украина”.

Лидер прошлогоднего рейтинга по объему импорта – группа “Трейд Коммодити” – сократила поставки в 8 раз, до 24 тыс. т, из которых примерно 20 тыс. т должно было быть поставлено по контрактам с Министерством обороны. Если в 2018 г. на “Трейд Коммодити” приходилось 33% всего импорта, то в 2019 г. – менее 10%. Резкое снижение поставок компанией связано с реформой системы целевого использования авиатоплива, внедренной в 2019 году.

Контроль над целевым использованием был введен для ликвидации схемы смешивания керосина с дизельным топливом, что приводило к занижению уплаты налоговых обязательств, в частности акциза. Такое смешивание и продажа продукта под видом ДТ имело экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (139,5 евро/тыс. л) и авиатопливо (21 евро/тыс. л). Потери же бюджета от этого оценивались в 1,5 млрд. грн. в год.

В 2017-2018 гг. эксперты и участники рынка указывали на порт Николаев, где фиксировался наибольший дисбаланс между объемом поставок авиатоплива и его дальнейшим выходом из порта. В 2017 г. такой дисбаланс составил 80 тыс. т, в 2018 г. вырос до 135 тыс. т.

Основным импортером топлива через порт Николаев является группа “Трейд Коммодити”, которая одновременно была и лидером по импорту авиакеросина.

В 2019 г. вследствие реформы объем рынка авиационного топлива в целом сократился на 39% (на 305 тыс. т), до 483 тыс. т. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий