В марте 2020 г. импорт авиационного топлива в Украину сократился в 2,5 раза, до 8,1 тыс. т, по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. (19,8 тыс. т), а начиная с 3 апреля импорт остановлен. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.

Поставки из Беларуси в марте-2020 составили всего 0,29 тыс. т. При этом, по утверждению участников рынка, это не было связано с карантинными мерами. “У них только вчера предложение ресурса появилось (на спотовом рынке – ek), впервые с начала споров с РФ по цене на нефть”, – сообщил enkorr трейдер одной из компаний-импортеров.

Практически весь объем импорта авиатоплива в марте поступил с Мажейкяйского НПЗ группы Orlen в Литве. Украинские импортеры в марте оформили 7,3 тыс. т литовского топлива, что на 40% меньше, чем в марте 2019 г. (12 тыс. т). Еще 0,5 тыс. т авиатоплива в марте было импортировано через морские порты.

В “А-95” отметили, что свыше 40% всех импортных поставок авиатоплива в марте осуществили действующие поставщики Министерства обороны: “Авиа Ойл”, “ОККО Контракт”, и “Сокар Украина”.

По словам участников рынка, с конца марта импортные поставки авиатоплива практически заморожены из-за запрета на рейсовые полеты.

Кременчугский НПЗ в марте отгрузил на рынок 18,1 тыс. т авиатоплива. Традиционно, почти весь объем был поставлен в аэропорт Борисполь (Киевская обл.).

Общий баланс рынка авиатоплива в марте 2020 г. составил 26,9 тыс. т, что на 25% меньше, чем в аналогичный период 2019 г. (36 тыс. т).

С 17 марта Украина остановила внутреннее и международное пассажирское авиасообщение для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. До конца марта авиаперелеты осуществляли только самолеты, задействованные в эвакуации населения из других стран. Позже правительство закрыло все гражданские аэропорты за исключением Львова и Борисполя. Единственным крупным потребителем авиатоплива осталось Министерство обороны (годовая потребность оценивается в 40 тыс. т)

В целом в 1 квартале 2020 г. объем рынка авиационного топлива сократился на 13%, до 85 тыс. т. Кременчугский НПЗ сохранил поставки на рынок на уровне 49 тыс. т, импорт снизился на 26%, до 35,6 тыс. т.

Стоимость авиационного топлива марки JET A-1 в условиях падения цен на нефть и ограничения гражданских авиаперевозок в Украине и Европе во второй половине марта, опустилась до минимальных за последние как минимум 15 лет – $215-220/т. Из-за этого НПЗ вынужденно сокращали его выпуск в пользу более маржинального дизтоплива.

В 2019 г. объем рынка авиационного топлива сократился на 39% (на 305 тыс. т), до 483 тыс. т, после введения с 1 января 2019 г. системы контроля над его целевым использованием.

Контроль над целевым использованием был введен для ликвидации схемы смешивания керосина с дизельным топливом, что приводило к занижению уплаты налоговых обязательств, в частности акциза. Такое смешивание и продажа продукта под видом ДТ имело экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (139,5 евро/тыс. л) и авиатопливо (21 еврол/тыс. л). Потери же бюджета от этого оценивались в 1,5 млрд. грн. в год. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий