Цена на техасскую нефть WTI впервые в истории стала отрицательной. Как это стало возможным и что это значит для мира и Украины?

Впервые в истории цена на нефть стала отрицательной. Это произошло 20 апреля.

В этот день нефть марки WTI с поставкой в мае на Нью-Йоркской товарной бирже упала до “нуля” долларов, а затем обрушилась в “минус” 37 долларов за баррель. То есть падение составило 300%.

Это означает, что продавцы нефти вынуждены платить покупателям за то, чтобы они забрали товар. В мире так много неиспользованной нефти из-за уменьшения спроса, вызванное пандемией, сырье уже негде хранить.

ЭП в кратком обзоре объясняет, что произошло, как цены на нефть вошли в историю, почему заявленное странами ОПЕК+ сокращение добычи нефти не дает результата и какие возможности это создает для Украины.

Исторический день: как нефть подешевела до -37

В 2020 году цены на нефть резко упали. Главные причины – коронавирус и нарушения начальной соглашения ОПЕК +. После того, как Россия и Саудовская Аравия не договорились продлить соглашение о сокращении добычи, нефть подешевела почти вдвое.

На открытии торгов на Нью-Йоркской товарной бирже 20 апреля баррель WTI с поставкой в мае стоил более 17 долл. В начале торгов цены провалились сразу на 51% до 8,8 долл. за барр. Затем некоторое время цены держались на одном уровне, но ближе к завершению торгов еще стремительнее полетели вниз.

За час торгов котировки упали с 5 долл. за барр к ниже 1 долл. и через считанные минуты зашли в отрицательную зону. К 21:15 по киевскому времени майские фьючерсы на нефть марки WTI упали до минус 7,5 долл. за барр, а к 21:30 – до минус 40 долл.

Закончился этот сумасшедший день для производителей нефти на отметке -37,6 долл. за барр. Такое произошло впервые с 1983 года – со времени, когда нефтяные фьючерсы начали торговаться на бирже.

В данном случае речь идет об американской нефти марки WTI. Более того, речь идет о ценах на нефть с поставкой в мае по контрактам, срок которых истекает 21 мая.

Зато цены на июньские фьючерсы WTI упали только на 5% и стоят более 20 долл. за барр. Вместе с тем, разрыв между ценами на майские и июньские контракты еще никогда не был таким большим.

Цена американской WTI (Western Texas Intermidiate) используется как индекс для торговых нефтяных сделок в США (как нефть марки Brent – в Европе и Urals – при поставках из России).

В другой части мира ситуация не такая катастрофическая. Цена Brent упала только на 5% до 26 долл. за барр.

Американский рынок сейчас не так связан с мировым, как раньше, когда США ввозили значительную часть нефти из-за рубежа. Цены на WTI и Brent могут отличаться более чем на 10 долл.

Падением отреагировала на заокеанские новости нефть марки Urals, которой торгуют российские компании. В конце дня спотовая цена (с поставкой немедленно) тоже стала отрицательной – минус 2 долл. за барр, что на 112,7% меньше последней цены 15,75 долл. за барр.

Продавцам придется доплачивать

Цена на нефть WTI пошла в глубокий минус из-за того, что сырье негде хранить, и невозможно прекратить добычу без значительных потерь в будущем.

Причина столь глубокого падения – именно в США. Страна в месяц стала эпицентром эпидемии, а ее экспортные мощности не позволяют избавиться излишков нефти – желающих покупать сейчас нет. В свою очередь, американские НПЗ в большинстве случаев не готовы покупать нефть дороже 2 долл. за барр.

Так, по данным МЭА от 10 апреля, запасы нефти в крупнейшем американском нефтяном хабе в городе Кушинге составляли почти 55 млн. бар – около 67% емкости хранилищ.

“Доступ к хранилищам в США будет исчерпан в течение следующих двух недель”, – сказал Financial Times редактор информационного бюллетеня нефтяного рынка The Schork Report Стивен Шорк. Он отметил, что нефтяной коллапс в стране ускоряется.

Часть экспертов связывает нынешний обвал с решениями трейдеров с финансового сектора.

Когда у фьючерсов приближается срок поставки, трейдеры должны решить: принимать физическая поставка нефти по контракту или продать его. Большинству трейдеров, торгующих фьючерсами, не нужны поставки, поэтому в нынешней ситуации они лишаются майских контрактов, срок которых истекал на следующий день, и переходят на июньские.

Поскольку на рынке образовался значительный избыток нефти, трейдеры не могут найти покупателей на свои майские контракты, по которым нефть будет физически поставлена, поскольку ее негде хранить.

Именно поэтому, по мнению бывшего заместителя министра экономики Павла Кухта, не стоит отрицательную цену на ближайший фьючерс на WTI воспринимать как отрицательную цену на нефть вообще. “Фьючерс на следующий месяц уже торгуется выше 20 долл. за барр, это и есть реальная цена на рынке”, – отмечает он.

В то же время сильное падение нефтяных котировок заставляет производителей останавливать работу или существенно сокращать активность. В США ожидают волну банкротств нефтедобывающих компаний.

По данным американской нефтесервисной компании Baker Hughes, количество действующих нефтяных буровых установок в США за минувшую неделю сократилось на 66 до 438. Это минимальный показатель с октября 2016 года. Например, в этот же день 2019 году в стране работало 825 установок.

Соглашение ОПЕК + не помогла

Цены на нефть в последние недели находились под большим давлением. Ситуацию не смогла исправить даже долгожданная сделка стран ОПЕК + .

4 апреля для поддержания цен в условиях пандемии коронавируса ОПЕК, Россия и другие нефтедобывающие страны договорились сократить добычу на рекордные 10% мирового предложения сырья.

Как и прогнозировали аналитики, этого оказалось недостаточно. Они посоветовали готовиться к длительному периоду низких цен.

Специалисты отметили, что соглашение ОПЕК + начнет действовать только в мае и поможет частично стабилизировать ситуацию. Мол, цены будут низкими, пока не начнут сниматься карантин и не начнет расти спрос.

К тому же, страны договорились снизить мировая добыча на 10%, а спрос упал более чем на 20%. Соглашение не может повысить цены, а может только уменьшить темпы заполнения хранилищ.

“Прошло не так много времени, чтобы рынок признал: договоренности ОПЕК + недостаточны для сбалансирования рынков нефти”, – цитирует аналитика брокерской компании Axicorp Стивена Иннеса ВВС.

Возможности для Украины

Нефть уже негде хранить, но при этом невозможно прекратить ее добычу без значительных потерь в будущем.

По словам исполнительного директора “Нафтогаза” Юрия Витренко, при нынешних темпах добычи и потребления мощностей для хранения нефти в США хватит до ноября.

“В Украине есть огромное нефтетранспортная система, где можно хранить нефть, один работающий завод (Кременчугский НПЗ. – ЭП) со значительными мощностями для хранения, а также многие нефтеперерабатывающие заводы, которые давно остановлены, но на которых по крайней мере были такие емкости”, – написал Витренко.

“Похоже, бизнес по хранению нефти сейчас самый прибыльный. Нужно не упустить возможности и максимально их монетизировать”, – подытожил исполнительный директор “Нафтогаза”. (Николай Топалов, Дмитрий Денков, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий