Российская компания “Сибур” приступила к прямым отгрузкам морских партий сжиженного углеводородного газа из балтийского порта Усть-Луга на новый для себя рынок Индии из-за избытка продукта и падения цен в Северо-Западной Европе. Об этом свидетельствуют данные трейдеров, судовых агентов и системы слежения за судами в терминале Refinitiv Eikon, передает Fomag со ссылкой на Reuters.

Прямых отгрузок морских партий российского СУГ из Усть-Луги в Азию ранее не отмечалось, однако сейчас в Индии возник дефицит пропан-бутана, и в условиях открытого арбитража премиальность экспорта в этом направлении составляет около $40-50/т по сравнению с севером Европы, по оценке трейдеров.

Согласно данным Refinitiv Eikon, танкер-газовоз Navigator Luga класса Handysize (small gas carrier, SGC) 18 апреля с партией около 12,7 тыс. т бутана вышел из Усть-Луги и направился в индийский порт Нхава-Шева вблизи Мумбая. Газовоз Navigator Libra держит курс в этот же порт с 21 апреля с партией около 11,9 тыс. т пропана. Ожидаемое прибытие танкеров в порт назначения – 11 мая и 14 мая соответственно.

“У “Сибура” профицит товара и танкерных мощностей (из-за падения отгрузок из Усть-Луги)”,- сообщил один из трейдеров, не исключивший поставку еще одной аналогичной партии пропана из Усть-Луги в Индию.

“Сибур” продал две партии Handysize на Индию. В целом все логично – высокие котировки CP (Saudi Aramco) и сильный спрос на СУГ в Индии в марте-апреле”, – отметил другой участник рынка.

Получить оперативный комментарий “Сибура”, крупнейшего производителя и экспортера СУГ в РФ, Reuters не удалось.

“Сибур” сократил экспорт СУГ в 2019 г. на 8,7% по сравнению с 2018 г., – до 3,3 млн. т (в том числе 2,1 млн. т через Усть-Лугу) из-за перенаправления части потоков сжиженного газа на “Запсибнефтехим”. Общий объем производства СУГ компании в прошлом году сохранился на уровне 2018 г. – 6,446 млн. т.

Согласно статданным, основной рынок сбыта СУГ “Сибура” через терминал в Усть-Луге – это страны Северо-Западной Европы. Лишь эпизодически пропан-бутан в предыдущие годы отгружался напрямую с терминала в Ленинградской области на рынки Южной Европы (Испания) и Северной Африки (Марокко).

Кроме того, по данным трейдеров и системы Refinitiv Eikon, часть экспортных объемов СУГ из Усть-Луги иногда перегружалась методом STS (ship-to-ship) в Великобритании, Нидерландах и Эстонии на более крупные танкеры-газовозы класса MGC (midsize gas carrier) вместимостью до 40 тыс. кубометров СУГ или VLGС (very large gas carrier) вместимостью до 100 тыс. кубометров с дальнейшим перенаправлением на рынки вне Северо-Западной Европы.

Так, в прошлом году через STS-перевалку в порту Палдиски в Эстонии было перегружено с газовозов из Усть-Луги на VLGC-танкеры Cheyenne, BW Princess и Progress и перенаправлено в Китай около 130-140 тыс. т СУГ “Сибура”, сообщили трейдеры.

Индия является одним из крупнейших потребителей СУГ и вторым после Китая импортером пропан-бутана в мире. Основной объем потребления СУГ на рынке Индии приходится на коммунально-бытовой сектор. Поэтому, по данным трейдеров, в условиях карантина потребление СУГ в данном сегменте рынка Индии возросло, что приводит к увеличению закупок импортных партий продукта.

Индия в основном завозит СУГ из стран Ближнего Востока и только эпизодически, в период дефицита на внутреннем рынке или открытого арбитража, из стран Европы.

По расчетам Reuters, основанным на данных системы Refinitiv Eikon, в 2019 г. на долю стран Персидского залива пришлось около 90% импорта СУГ Индии, в том числе Катара – 28,8%, ОАЭ – 26,8%, Саудовской Аравии – 10%, Кувейта – 10%.

Одним из основных ценовых индикаторов на рынке СУГ Азии, в том числе и Индии, выступают ежемесячные контрактные цены на пропан и бутан компании Saudi Aramco.

Рынок СУГ Индии

Согласно данным Министерства нефти и природного газа Индии, реализация СУГ на внутреннем рынке страны в 2019 г. составила 26,28 млн. т (+8,6% к 2018 г.).

Удовлетворение растущих потребностей рынка при стабильном производстве пропан-бутана на местных НПЗ в последние годы происходит в основном за счет увеличения импорта, который в прошлом году составил 14,52 млн. т (+19,1% к 2018 г.).

Расчеты Reuters показали, что доля импорта СУГ в общем объеме реализации продукта на рынке Индии в 2019 г. составила 55% против 48% в 2016-м г.

По данным Министерства нефти и природного газа Индии, потребление СУГ в стране в 2019-2020 финансовом году (с апреля 2019 по март 2020-го включительно) составило 26,126 млн. т (+6,2% к предыдущему году).

Основные продажи СУГ в Индии осуществляются в баллонах, на долю которых приходится около 98%, в том числе 88% или 23,076 млн. т реализуется частным домохозяйствам. На долю продаж СУГ в газгольдерах и в качестве автогазового топлива приходится всего по 1%.

В конце марта 2020 г. правительство Индии объявило о предоставлении в течение трех месяцев бесплатных баллонов с СУГ малоимущим слоям населения, вынужденно находящимся дома из-за карантина, введенного в стране для борьбы с коронавирусом с 25 марта.

Реализация СУГ на внутреннем рынке Индии в марте 2020 г. выросла на 1,9% по сравнению с февралем – до 2,31 млн. т.

В условиях сокращения переработки нефти на местных НПЗ примерно на 20% в марте-апреле из-за значительного спада реализации нефтепродуктов Индия нарастила импорт СУГ в апреле примерно на 200 тыс. т, – до 1,47 млн. т, согласно данным Refinitiv Eikon. Импорт СУГ в Индию в течение ближайших месяцев может вырасти на 700 тыс. т.

В апреле “СИБУР” планировал перенаправить 40-45 тыс. т СУГ с белорусско-польского направления, потерявшего рентабельность, в Китай и балтийский порт Усть-Луга.

По итогам 2019 г. общая выручка ПАО “СИБУР Холдинг” сократилась на 6,6% по сравнению с 2018 г. и составила 531,3 млрд. руб. При этом выручка сегмента газопереработки и инфраструктуры сократилась на 11,5% – до 213,0 млрд. руб.

В 2019 г. газоперерабатывающие заводы “СИБУРа” переработали 22,6 млрд. кубометров попутного нефтяного газа (ПНГ), что на 1,5% выше показателя за аналогичный период 2018 г. Объем фракционирования ШФЛУ составил 7,739 млн. т (в 2018 г. – 7,712 млн. т). Реализация СУГ сократилась на 4,0% – до 5,145 млн. т. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий