Часто автозаправочные сети относят к бизнесу, который не понес убытки из-за карантина. Какова ситуация на самом деле?
Пандемия коронавируса больно ударил по украинскому бизнесу. Негативные последствия от карантина почувствовали все – и заведения, закрылись, и предприятия, которые вынуждены подстраиваться под новые реалии.
Часто к “счастливчикам”, получившим хотя бы какую-то прибыль на карантине, относят и автозаправочные станции в Украине.
Хотя на самом деле для таких компаний статус предприятия, которое может подзаработать на период ограничений, является неоднозначным. Накануне “Центр развития городов” провел экспертный опрос топ-менеджеров одних из крупнейших сетей АЗС в Украине (KLO, ОККО, WOG), которое это доказывает.
Объемы продаж горючего существенно снизились
Введение страны в состояние карантина существенно снизило объем продаж горючего. К “карантинным послаблениям”, на которые пошло правительство накануне, снижение достигало 40-50%. В дополнение к этому к этому обрушение цен на нефть уменьшило доходы всех компаний в отрасли.
В любом случае это лучше, чем не работать совсем и тратить ресурсы на поддержание инфраструктуры, и получать убытки, как, например, заведения общепита или кинотеатры.
Вместе с тем, у автозаправочных станций появились дополнительные статьи расходов.
Во-первых, это защита сотрудников АЗС – перчатки, маски, антисептики, тесты для диагностики коронавирусной инфекции, регулярные мероприятия по дезинфекции станций, отделка помещений спецсредствами, перевозки сотрудников к месту работы.
Во-вторых, компании продолжают заниматься благотворительной деятельностью, например, предоставляют горючее для карет скорой помощи или для такси потенциальным донорам (в рамках проекта #таксидлядонора в 7 крупнейших городах Украины), закупают медицинское оборудование и средства индивидуальной защиты украинских больниц.
Проблемы правового регулирования
Как известно, на период карантина автозаправочные станции попали в перечень учреждений, которые могут предоставлять услуги общественного питания. Эти услуги включают в себя возможность готовить кофе и еду “на вынос” в закрытых емкостях.
Тем не менее, казалось бы четкие рекомендации Кабмина по организации такого процесса вызывают неоднозначные трактовки на местном уровне.
Сети автозаправочных станций регулярно сталкиваются со сложностями в организации соответствующих процессов в разных населенных пунктах, в отличие от других заведений, предоставляющих аналогичные услуги (таких как МакДрайв, например).
Главная претензия касается хаотичности и неравномерного подхода к различным АЗС со стороны местных служб (патрульная служба, Держпродспоживслужба).
Возникает парадоксальная ситуация – все заправки “де-юре” могут осуществлять продажу продуктов питания, однако каждая из них “де-факто” функционирует по-разному и сталкивается с отдельными ограничениями, в зависимости от конкретного населенного пункта или контролирующего органа.
Например, на АЗС в Кременчуге или Ровно запрещена продажа кофе, в то время как те же заправки в других городах могут осуществлять такую деятельность.
Кроме того, нужно учитывать и наличие нелегальных автозаправочных сетей. В то время как легальный бизнес сталкивается с проблемами полноценного предоставления разрешенных Кабмином услуг, в Украине продолжают беспрепятственно функционировать сотни заправок с незаконными лицензиями.
Что можно сделать
Выживание в условиях кризиса по принципу “помоги себе сам” для предприятий в Украине не является чем-то новым. Тем не менее, в условиях сегодняшней уникальной ситуации компании нуждаются в содействии со стороны государственных органов в тех вопросах, которые находятся в зоне их компетенции.
Для этого предлагаются следующие шаги:
Совершенствование правового регулирования работы АЗС на период карантина, в частности, предоставления услуг питания. Здесь следует особо подчеркнуть две вещи: прозрачные универсальные механизмы реализации продажи продуктов и четкость прописанных требований во избежание двоякой трактовки на местах.
Проведение широкой просветительской медиакампании для населения о работе АЗС (в соцсетях и на телевидении).
Здесь речь о спекуляции в медиапространстве, которые касаются в основном чувствительной для населения темы повышения или снижения цены на топливо. Как следствие – для АЗС это создает риски появления инфоповодов и манипуляций общественным мнением различными политическими игроками.
Хотя легальный рынок топлива в Украине является одним из наиболее конкурентных и прозрачных сфер деятельности с четкими показателями контроля, оценки эффективности и высоким качеством предоставления услуг.
Сети АЗС готовы принять участие в создании доступных и информационных материалов для населения, отображающие структуру ценообразования горючего, чтобы в дальнейшем избегать манипуляций.
Рассмотрение возможностей разрешения на продажу безрецептурных медицинских препаратов на АЗС. Это облегчит доступ населения к приобретению лекарств первой необходимости без необходимости обращения лишний раз в аптеки. В таком случае будут сведены к минимуму социальные контакты, что особенно актуально в период распространения инфекционных заболеваний.
Борьба с коррупционной составляющей и нелегальными АЗС в Украине. Проблема “нелегалов” никуда не делась и требует даже более пристального внимания. Легальные предприниматели не должны быть в менее выгодной позиции, чем те, кто работает с границами правового поля и не сталкивается с ограничениями полноценной деятельности на период карантина. (Сергей Блажевич, член совета учредителей “Центра развития городов”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)