Проектный менеджер Центра экономического восстановления Владимир Бужан в колонке для “Энергореформы” рассказал о работе над Национальной экономической стратегией 2030 и главных направлениях в энергетике, какие планируется в ней предусмотреть.
На днях Кабинет министров утвердил визию и целевые показатели Национальной экономической стратегии 2030, над созданием которой сегодня ведется работа. Координатором процесса является Центр экономического восстановления.
Разработка стратегии происходит по нескольким направлениям: обработка текущей ситуации в отрасли и инициативы, которые после “фильтрации” на уровне экспертов, представителей бизнеса, международных аналитиков будут направлены на согласование в правительство и в дальнейшем будут интегрированы в стратегию. В рамках разработки документа были созданы 20 рабочих групп по разным направлениям. Одно из, несомненно, важных – энергетика.
Точка отсчета
Сегодня энергетический сектор создает более 400 тысяч рабочих мест и формирует значительную часть отчислений в бюджет – более 11%, а доступ к энергетической инфраструктуре является важным фактором при выборе места размещения производственных мощностей бизнеса.
После распада Советского Союза Украина получила мощное наследие. Страна вошла в 1991 год с сильной экономикой и соответственно развитой энергетикой, которая обеспечивала работу промышленных предприятий и доступ населения к электроэнергии, теплу и воде. Важнейшим, на тот момент, было наличие атомной генерации, которая могла обеспечить работу промышленности. Также важным был высокий уровень развития энергетической инфраструктуры, который позволял поставлять газ, нефть и нефтепродукты для промышленности, а также обеспечивал важный для бюджета транзит газа и нефти.
Но недостаточное за годы независимости финансирование модернизации мощностей привело к износу инфраструктуры, и как следствие, серьезным потерям в электросетях.
Систематическое возложение функций государства по поддержке населения на участников рынка и сегодня продолжает приводить к упадку отрасли. Свободные рынки не были сформированы и текущие механизмы регулирования привели к формированию долгов как между участниками рынка газа, так и между участниками рынка электроэнергии.
Тепловая генерация, которая обеспечивала маневренность энергосистемы изношена и мощности будут стремительно сокращаться буквально со следующего года, при этом стремительный рост ВДЕ ставит новые вызовы балансирования энергетической системы.
Потенциал инфраструктуры транзита по газу используется только на 30% и аналогичная ситуация с газораспределительными сетями, которые строилась в советское время под другие запросы и не соответствует текущим потребностям экономики, за обслуживание которых в конечном счете платит потребитель.
Сети распределения электроэнергии имеют уровень износа порядка 80% и уже сейчас есть примеры потери тока в сети, перепады энергии, которые ощутимы даже в столице, а прорывы теплотрасс в начале отопительного сезона стали нормой. Важнейшим также стало появление сильной энергетической зависимости. Падение добычи нефти в 4 раза с момента независимости и остановка НПЗ привели к высокой зависимости от импортных поставок нефти и нефтепродуктов, при этом более 30% поставок нефтепродуктов идет из России.
Первоочередные задачи
Очевидно, что достижение желаемых результатов в будущем невозможно без решения текущих проблем в отрасли. Решения по ним также будут “зафискированы” в стратегии. Среди них – урегулирование проблемы долгов на рынке газа, что позволит обеспечить нормальное функционирование, успешное прохождение отопительного сезона. Долги, которые оцениваются порядка 100 млрд. грн. не позволяют развиваться рынку. Дальше – урегулирование долгов на рынке электроэнергии, которые продолжают накапливаться. В сентябре уровень выплат “Гарантированного покупателя” составил всего 27%, и долг перед производителями “зеленой” энергии может достичь 40 млрд. грн. к концу года. Решение проблемы позволит обеспечить восстановление и укрепление репутации Украины как реципиента инвестиций, разморозить инвестиционные проекты и обеспечить дальнейшее развитие сектора.
Какие гипотезы сегодня обсуждаются в экспертных группах по энергетике в рамках создания Стратегии.
Первая. Повышение энергетической безопасности и интеграция в европейское энергетическое пространство. Снижение энергетической зависимости от одного поставщика (диверсификация импорта), формирование запасов нефти и нефтепродуктов позволит снизить риски остановки поставок, а стимулирование внутренней добычи и переработки даст возможность сократить объем импорта энергоресурсов.
Вторая. Формирование свободных и эффективных рынков, которые решат вопрос прихода инвестиций в энергетический сектор. А усовершенствование механизмов поддержки населения позволит снять нагрузку с участников рынка и поддерживать тех, кто действительно в этом нуждается.
Третья. Обеспечение надежности и качества услуги. Снижение потерь в энергосетях и снижения риска перерывов позволит гарантировать стабильную работу предприятий, высокие запросы промышленности и доступ населения к качественным услугам.
Четвертая. Энергоэффективность и экологическая безопасность. Стимулирование мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности, позволит снизить энергоемкость ВВП и зависимость от природных ресурсов, уменьшить потребление ресурсов населением, а также минимизировать объемы выбросов в атмосферу.
Пятая. Украина может стать надежным партнером для ЕС по поставке водорода. Производство водорода может позволить ЕС снизить уровень энергетической зависимости и перейти к более экологически чистому производству. Сейчас активно рассматривается вопрос производства и поставки водорода для стран ЕС, которые провозгласили создание водородной экономики. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)