Директор компании “Аскания Энерджи” Денис Родина обращает внимание на проблемы работы владельцев частных электросетей, не являющихся так называемыми облэнерго, и последствия для потребителей.
Несколько недель назад в одном крупном городе была парализована работа достаточно крупного предприятия. Причиной послужило отключение от электроэнергии компанией, имевшей в своей собственности электрораспределительную подстанцию.
Компания отключила электроэнергию и другим предприятиям, которые были подключены к его подстанции, а мотивом стал отказ субабонентов “сброситься” на ее модернизацию объемом в 42 млн. грн.
Случай очень неординарный, ранее я слышал об отключениях потребителей (как основного, так и субабонентов) только со стороны оператора системы распределения, да и то – за различные прегрешения потребителя. Но так, чтобы основной потребитель отключил субабонентов под предлогом необходимости финансирования реконструкции электрических сетей – это что-то новое.
Разумеется, такое отключение незаконно, и рано или поздно электроснабжение будет восстановлено, а виновников каким-то образом накажут. Но есть и другая сторона данной истории, которую я хочу рассказать.
Основная проблематика сложившейся ситуации довольно банальна – это несправедливость по отношению к частным владельцам электрических сетей, которые не являются распределительными компаниями (так называемыми облэнерго). Распределительные компании получают довольно хороший тариф на распределение электроэнергии своими сетями, который, на сегодня, например, для Киевской области составляет 0,197556 грн. за 1 кВт-ч. с НДС для 1-го класса напряжения и 0,732096 грн. за 1 кВт-ч. с НДС для 2-го класса напряжения. Другие же владельцы электрических сетей получают за распределение электроэнергии своими сетями жалкие крохи, которые в сотни раз меньше по сравнению с тарифами распределительной компании. При этом, частный владелец сетей также, как и распределительная компания, должен содержать квалифицированный персонал для обслуживания сетей (или нанимать специализированную организацию), проводить реконструкции и ремонты. А в случае аварийных ситуаций проводить экстренные ремонты и замену оборудования, при этом, как правило, оставаясь один на один со своими проблемами.
В результате, при отсутствии средств или нежелании тратить в один момент громадные средства на ремонты или реконструкции, частные владельцы могут идти разными путями и, в данном случае, владелец выбрал непопулярное решение, а заложниками стали другие потребители, у которых даже нет с владельцем сетей каких-либо договорных отношений, только договор с распределительной компанией, которая также не может или не хочет полноценно решить возникшую проблему.
Как подобное вообще стало возможным? Для начала, давайте ответим на вопрос, каким образом можно стать владельцем “небольших” (по меркам распределительной компании) электрических сетей.
Первый вариант – “достались в наследство”. Многие еще помнят СССР с громадными предприятиями, которые имели у себя в собственности как мощные электрораспределительные подстанции, так и разветвленные электрические сети разного типа и протяженности, а также многое другое, что после приватизации осталось в собственности предприятия. Те предприятия, которые перестали существовать физически, передали свои электрические сети распределительным компаниям или продали их как часть имущества новым владельцам. В результате, на территории бывшего громадного предприятия появилось много крупных и небольших организаций с новым собственником подстанции и сетей.
Второй вариант относится к предприятиям, построенным в годы независимости. Здесь уже по техническим условиям строились новые подстанции и линии различного размера, мощности и напряжения. В данном случаи, подстанции могли оставаться как в собственности потребителей, так и передаваться (сразу или спустя какое-то время) на баланс распределительной компании.
То есть, конечный потребитель электроэнергии может получать электроэнергию не от распределительной компании, а от сетей другого потребителя, а есть случаи, в которых сети распределительной компании и вовсе отсутствуют, а услуги за распределение конечный потребитель оплачивает только распределительной компании.
Для урегулирования данного вопроса и гарантирования поставки электроэнергии потребителям НКРЭКУ разделило различные функции. И сейчас любой потребитель электроэнергии может иметь договор на распределение электрической энергии только с распределительной компанией (облэнерго), независимо от того, к чьим электрическим сетям он подключен.
В свою очередь, распределительная компания подписывает с владельцем подстанции договор о совместном использовании электрических сетей (разумеется, если к сетям владельца подключены и другие потребители), и по хитрой расчетной формуле, утвержденной НКРЭКУ, оплачивает часть затрат владельца подстанции на ее содержание по долевому принципу.
В чем хитрость расчетной формулы? Раз в год владелец подстанции подает Регулятору расчет фактических затрат на содержание подстанций, куда входят следующие статьи:
– затраты на содержание электротехнического персонала, который занимается обслуживанием и эксплуатацией электрических сетей совместного пользования;
– затраты на текущий ремонт электрических сетей совместного пользования;
– эксплуатационные затраты;
– затраты на амортизацию;
– общепроизводственные затраты.
НКРЭКУ утверждает эти затраты, и распределительная компания каждый месяц оплачивает свою долю от этих затрат владельцу подстанции. Но в методике расчета куча оговорок, и сумма на самом деле получается ничтожно мала по сравнению с прибылью, которую получает распределительная компания. Рассмотрим на небольшом примере.
Допустим, у основного потребителя есть в собственности понижающая подстанция (как положено, с распределительным, коммутационным оборудованием и трансформаторами) с 110 кВ на 10 кВ, годовой объем потребленной электроэнергии через эту подстанцию составляет 145 400 000 кВт-ч, из которых доля субабонентов – 22%. В этом случае, годовая компенсация основному потребителю (владельцу подстанции) составит всего около 106 260 грн. или 0,0033 грн. за 1 кВт-ч электроэнергии, переданной субпотребителям.
А сколько же заработала распределительная компания на этой электроэнергии? Передача сетями владельца подстанции составила 31 988 000 кВт-ч., разница между тарифами 1-го и 2-го класса напряжения (в нашем примере) – 0,53044 грн. с НДС. Итого, чистая прибыль распределительной компании, которая не имеет собственных сетей и, соответственно, не несет никаких затрат (ведь зачастую сети распределительной компании в таких случаях или очень небольшие или вовсе отсутствуют) составляет (0,53044-0,0033)-31988000 = 16 862 154 грн.
А модернизация подстанции требует больших вложений, например, замена одного трансформатора исчисляется десятками миллионов грн. Разумеется, на фоне такой разницы в прибыли и компенсации потребители, имеющие в своей собственности электрические сети, как минимум, возмущены, что в итоге и может привести к отключениям субабонентов.
Вот и получается, что очередное желание НКРЭКУ “не обидеть” монополистов в лице распределительных компаний привело к дискриминации интересов других владельцев электрических сетей, и эта дискриминация будет только нарастать в свете скорого внедрения RAB-тарифов, что окончательно приведет к нежеланию вкладывать средства в поддержание и модернизацию сетей частными владельцами. В итоге, такие новости будут повторяться все чаще. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)