Украину и украинцев с каждым днем все больше поглощает коронакризис: спад экономики увеличивается, реальные доходы уменьшаются, государство оставило один на один каждый из нас с накопившимися проблемами и активизацией распространение коронавирусной болезни, которых могла не допустить при своевременном реагировании на ситуацию.
Именно с этим утверждением группа днепропетровских депутатов активно пытается протащить идею “осадить” всех автовладельцев на полное использование только бензина.
Они считают, что использование сжиженного газа разрушает украинскую экономику, и из-за увеличения почти в три раза акциза на сжиженный газ, потребитель начнет покупать украинский бензин.
Уже сбился со счета, которая уже по очереди эта попытка. Всем понятно, что такое увеличение акцизного налога на сжиженный газ приведет к росту цены на него на 5 грн. за литр, увеличение транспортных расходов предпринимателей, подорожанию всех продуктов питания, а при этом уменьшать цены на бензин никто не планирует.
Считаю, общество должно знать, что происходит в бензиновом царстве.
Автовладельцам предлагают “скинуться” на дополнительную маржу “бензинщики”
Давайте ответим на вопрос: на сколько возрастут расходы украинском при “запрете” использовать сжиженный газ и на сколько при этом возрастут сверхприбыли нефтепереработчиков и крупных сетевых АЗС по продажам бензина?
Ответ первый. Используя сжиженный газ вместо бензина в среднем каждый владелец авто на газу в 2019 году сэкономил почти 18 000 грн. А таких авто на газу в Украине 2,1 млн.
Поэтому ответ вторая – продавцы бензина в Украине недосчитались в прошлом году почти 38000000000 своей выручки за бензин, потому что мы покупали сжиженный газ.
Зарабатывать на бензине является основой крупных сетей АЗС. Их бизнес-планы построены под этот продукт, начиная с нефтебаз, логистики, да и самих АЗС, на строительство которых не считали инвестиций – а деньги надо отдавать.
Это является главной причиной того, что толкает владельцев АЗС искать кто им мешает. Специфика бензинового бизнеса построена на том, что доходы бензиновой компании формируются от объемов реализации бензина – при росте объемов проливов прибыль увеличивается в геометрической прогрессии.
Если же объемы реализации бензина уменьшаются, их доходы съедаются раздутыми операционными затратами на персонал на АЗС, являются самыми высокими в Европе.
Для продвижения своих интересов крупные розничные сети привлекают экспертов, ищут новые причины убедить общество в необратимости заправлять авто только бензином, и уже перешли к откровенной заказухи, что не позволяет им заметить объективные провалы мировой нефтепереработки.
В последнее время ни мировые эксперты, ни профильные мировые ассоциации не могут спрогнозировать, как будет развиваться мировая переработка нефти.
Но некоторые эксперты прогнозируют небывалый рост выпуска низкокачественного бензина в Украине, который уже давно отказываются покупать автовладельцы, заботятся о своем автомобиле.
Особенности транспортных средств с дополнительным газобаллонным оборудованием в том, что они используют пропан-бутан как альтернативное топливо и это экономическая свобода украинцев – УАСГ
За последние десятилетия украинский топливный сектор превратился в некую Дойна корову финансово-промышленных групп.
Мы уже не сможем отказаться от импорта высококачественных нефтепродуктов, так же как и не сможем существенно загрузить украинские мощности по переработке, перевалке и транспортировке нефти.
Это требует миллиардных валютных инвестиций. А их целесообразность все быстрее приближается к нулю из-за резкого изменения структуры мирового топливного баланса с вытеснением традиционных бензинов и дизеля в ближайшие 10-15 лет. Это признают и специалисты в Нафтогазе Украины.
Проблема не в пропан-бутане, а дорогом бензине.
Формирование структуры потребления топлива в Украине происходило под влиянием продавцов бензина, которые никогда не хотели продавать бензин с маленькой маржой – то Статус не позволено.
Достаточно вспомнить совещания у президента Владимира Зеленского в начале этого года, где все сетевые АЗС получили по большому арбузу за непомерную маржу в 7 грн. на литре бензина. Что тогда только не шло в оправдание: и теневой рынок, и большие акцизы, и все плохо.
А имеем результат таких совещаний? Да не совсем. Маржа продавцов бензинов в Украине уменьшились на 2 гривны в литре, но остается слишком соблазнительной сравнению с маржой сжиженного газа и почти самой маржой среди продавцов бензина в странах Европы.
В сухом остатке имеем в Украине дефицит качественного европейского бензина и острую нехватку собственного.
Решение на поверхности – для поддержания собственной нефтепереработки необходимо обуздать аппетиты продавцов бензина, которые больше всего зарабатывают в Европе, и имеют дополнительный потенциал уменьшения розничных цен как минимум еще на 10%.
Большую прибыль должен получать производитель, а не АЗС. А увеличивать продажи бензинов за счет потребителей из-за хаоса в акцизной политике недопустимо.
Так же как недопустимо принуждать автовладельцев “скидываться” на дорогой бензин. (Олег Широков, исполнительный директор Украинской ассоциации сжиженного (УАСГ), БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)