Сокращенный вариант, оригинальное интервью опубликовано в ExPro Monthly Gas & Oil October 2020.

С началом активной разработки нефтегазовых месторождений и в стремлении двигаться к энергетической независимости, в Украине все больше внедряются технологии глубоко бурения и интенсификации скважин с помощью гидроразрыва пластов. Несмотря на все плюсы и эффективность таких операций в целом процессе, вопросы экологии и правильного менеджмента отходов стоит очень остро. До 80% таких отходов составляет пластовая и отработанная вода. В процессе добычи, отношение пластовой воды к углеводородам может быть абсолютно разным, но с возрастом скважины и почти истощенных пластах может добываться 98% воды, а самих углеводородов только 2%.

Также с ответственностью следует подходить к водным ресурсам, которые используются для гидроразрыва пластов и постоянно нужно откуда-то брать. Опыт США, где ГРП применяется всего, свидетельствует о том, что для разрыва плотного газового пласта на одной скважине потребуется около 2 млн. галлонов воды (ок. 7500 куб. м), а для некоторых глубоких горизонтальных скважин этот объем может достигать и 5 млн. галлонов в одну операцию! Например, 5 млн. галлонов воды необходимо для полива трех гектаров кукурузного поля в США на протяжении всего сезона! Стоит добавить, что после операций ГРП отработанная вода становится опасной для дальнейшего применения, а значит, ее нужно очищать и сегодня такие решения есть!

Мы имели возможность побывать на производственных площадках Канадской компании Formula Fluid Systems, которая активно работает на нефтегазовом рынке и пообщаться с ее СЕО Джейсоном Клемметтом, техническим директором Кайлом Грином и операционным менеджером Рэдом Шервудом. Компания предлагает решения для правильного менеджмента водных ресурсов, тем самым делая добыча углеводородов значительно безопаснее для окружающей среды.

– Расскажите, пожалуйста, о своей компании и какие сервисы вы предоставляете для нефтегазовой индустрии?

Наша компания специализируется на процессах очистки и менеджмента воды, поступающей вместе с углеводородами из продуктивных пластов. Также мы работаем с очисткой и последующим применением воды, которая считается отработанной после операций ГРП, так называемой обратной (flow-back). Несмотря на тот факт, что вся наша техническая команда и в особенности ее директор Кайл Грин имеют огромный опыт в муниципальных и других направлениях, мы стараемся держаться и фокусироваться только на одном – нефтегазовом, поэтому работа, которую мы выполняем на сегодняшний день, четко сосредоточена на переработке или повторном применении технических вод данной индустрии. Наша технология является экономически целесообразной, по сравнению с другими представленными на сервисном рынке и путем физического добавления или сокращения числа резервуаров, мы можем справиться с большими объемами, которые составляют от 2500 до 10000 метров кубических воды в сутки. Например, сейчас на одном из наших заказов мы обрабатываем 2500 куб. м в день и в ближайшем времени будем увеличивать операционный объем до 5000 куб. м. Для этого нам нужно только установить от 4-5 дополнительных емкостей объемом 1000 баррелей каждая (160 куб. м).

– Почему сервис по очистке и менеджмент технических вод является важным для нефтегазовых компаний, которые его заказывают?

– В нефтегазовой индустрии менеджмент пластовых и отработанных вод очень важен, прежде всего, ввиду того, что фактически любая добывающая компания имеет дело больше с водой, чем с углеводородами – соотношение нефти или газа к воде в процессе добычи почти всегда больше в пользу последней и, затем, этой воде надо разобраться путем утилизации или каким-то образом найти ей повторное применение. Ранее существовал только один способ утилизации – отделить попутную воду от нефти и закачать ее обратно в пласт через нагнетающую скважину. На сегодняшний день, с помощью широкого спектра технологий, мы способны взять такую попутную воду, обработать ее и достичь тех химических свойств, при которой наши заказчики, как вариант, смогут использовать ее для операций гидроразрыва пластов. Простыми словами, нефтегазовые операторы,

Другой полезной особенностью технологии, которую предлагает наша компания, является значительное уменьшение стоимости менеджмента технической воды. Мы можем обрабатывать большие объемы за одну операцию, таким образом, большее количество очищенной жидкость будет возвращаться к пластам через нагнетающие скважины. При уменьшенном количестве загрязняющих веществ, пропускная способность самого пласта увеличивается и таким образом наши заказчики могут утилизировать больше воды через каждую из скважин, что в результате приводит к уменьшению дальнейших операционных расходов.

В общем, очистка воды рекомендуется через несколько аспектов:

  1. можно брать отработанные (например, после ГРП) жидкости и выводить их подальше от “безопасного” водного цикла путем утилизации;
  2. брать настоящее добытую воду, улучшать ее свойства и использовать в тех же операциях ГРП, снижая эффект на окружающую среду;
  3. уменьшать общий объем воды, которая должна быть утилизирована и тем самым уменьшать расходы на ее транспортировку к утилизационных площадок.

В основном эти перечисленные факторы существенно уменьшают расходы нефтегазовых компаний, и делает правильный менеджмент отработанных вод очень привлекательной инвестицией для них.

И еще один фактор, который бы хотелось затронуть – это то, что государственные регулирующие органы Канады и США движутся в направлении принятия законов, которые сделают процедуру обработки технических вод обязательным. Возможно, вначале не будет обязательства обрабатывать все 100% отработанной воды, но 30% -50% продукта нужно будет беспрекословно очищать перед утилизацией или повторным применением. Мы чувствуем, что такие поправки будут приняты в ближайшее время, ведь способы и технологии современности позволяют проводить такие операции.

Также стоит добавить, что для меньших добывающих компаний внедрение ранее упомянутой системы закрытого цикла в своих операций влечет за собой значительные расходы, которые экономически могут быть невыгодны, но для крупных операторов, кто использует нашу технологию, расходы на менеджмент технической воды составляют примерно $ 12 за куб. м. В то же время, если бы они проводили бурение скважин, выполняли ГРП и утилизировали воду без применения нашего сервиса, средние “водные” расходы составили бы $40-70/куб. м. Мы сохраняем для них целых $28-58 на каждом кубометре, а при среднем объеме 2500 куб. м – это сохранение $70-145 тыс. в сутки! Таким образом, капитальные затраты окупаются быстрее и стоимость дальнейшей эксплуатации месторождений значительно уменьшается при применении таких технологий очистки.

– Вы предоставляете услуги за пределами Американского континента?

– На сегодняшний день мы не имеем операций за пределами континента, но если появится такая возможность, мы, безусловно, готовы попробовать. На самом деле, модель нашей компании заключается в том, что мы, прежде всего, технологическим провайдером, и можем просто создать кооперацию с компанией, которая уже имеет оборудование на людей в любом регионе. Стоимость построения нашего оборудования является очень демократичной, а, следовательно, изготовления резервуаров, приобретение насосов и введение нашей технологии за рубежом – это довольно несложно, но было бы лучше создать партнерские отношения с уже существующей в желаемом регионе сервисной компанией. Такой подход будет намного легче как в физическом так и в экономическом плане.

– То есть вы хотите сказать, что если кто-то захочет создать компанию по предоставлению таких сервисов и сотрудничать с вами, им не нужно будет транспортировать никакого тяжелого оборудования из Канады?

– Абсолютно не нужно. Многое оборудование, которое мы бы использовали уже больше всего можно найти локально в Украине. В любой стране, где представлена буровая и нефтесервисная активность, уже используются резервуары насосы на шланги – вещи, которые нужны и для проведения операций очистки воды. В целом процесс нашей работы построен на простой механической основе и только один ключевой компонент в плане оборудования, который мы сами построим за несколько недель а в некоторых случаях даже дней – это небольшая, примерно 1,5х3 метра производственная платформа. Плюс в нашей технологии является небольшая наличие химической составляющей, субстанцию для которой тоже не проблема подготовить на месте. Чтобы дать вам идею капитальных затрат на такой проект, скажем, для того чтобы собрать и запустить комплекс по очистке примерно 2500 куб.

– Кстати, вы используете оборудования Канадского, Китайского или какого-то другого производства?

– Все оборудование, которое мы используем, изготовленное в Канаде. Однако, как я говорил ранее, мы можем использовать любое новое или бывшее в употреблении оборудование, которое применяется и для других операций. Единственной специальной единицей будет резервуар объемом 400 баррелей (65 куб.м.) с наклонным дном, с помощью которого мы можем контролировать продукты отходов, но кроме этого никакого неординарного оборудования не требуется. Например, если в Украине или любой стране, где мы будем работать, является отечественный производитель резервуаров, мы можем подписать с такой компанией договор и купить или арендовать емкости для работы. В нашей технологии мы не используем никаких коррозионных или других вредных химикатов, поэтому процесс является безопасным для оборудования. Плюс ко всему, работая с локальными производителями или используя уже существующие оборудования, стоимость наших услуг значительно уменьшается. Опять же, говоря о модели бизнеса за рубежом, мы бы нашли партнеров, запустили рабочий процесс и дали бы им полностью управлять им, выплачивая нам процент за пользование нашими патентами.

– Какова стоимость проведения работ по водной очистке квалифицированным персоналом?

– Для того, чтобы наш персонал уехал работать за границу, суточная ставка должна быть где-то между $ 700- $ 1000. В этом случае мы говорим о временной работе нашего персонала с цель научить людей в другой стране управления технологическим процессом. Говоря о рынке Канады и США, то для работы водоочистного площадке на 2500 куб. м нам нужно три человека, каждый из которых получает $800 суточной ставки плюс расходы на питание. Для нас основная ценность компании – это ее сотрудники, поэтому оплата труда является нашей самой операционной расходом при проведении работ.

– Канада является одной из крупнейших стран-операторов нефти и газа в мире, включая добычу тяжелой нефти и битумных песков. В то же время это одна из самых комфортных стран для жизни в плане экологической среды. Есть ли какие-то государственные законы, регулирующие это вопрос: человеческий фактор также имеет место здесь и компании заботятся об окружающей среде?

– Мы классифицируем свой бизнес, прежде всего, как экологическая служба, мы чистим и сохраняем водные ресурсы, поэтому любая нефтегазовая компания, которая пользуется услугами такой службы для обработки и повторного применения воды во время своих операций, выглядит хорошо в глазах общества. К тому же, такие компании получают налоговые льготы от государства на возможность использовать экологически эффективные технологии. Здесь в Канаде это уже значительные факторы для большинства нефтегазовых компаний, чтобы заботиться об окружающей среде.

– Начиная с 2015 г. Украина внедряет много нефтегазовых проектов, включающих операции по глубокому бурению, колтюбинговые, ГРП и тому подобное. Это делается для увеличения собственной добычи и чтобы стать энергетически независимым государством. Могут технологии очистки воды помочь в этом случае и сделать выполнение таких планов более экономичным и безопасным?

– Прежде всего, мы слабо знакомы с типами скважин, которые бурятся в Украине, насколько они глубокие, которая приблизительное количество секций при проведении гидроразрывов и так далее. Поэтому нам, видимо, нужно будет больше информации от вас. Но в целом, если бурение, ГРП, колтюбинговые и другие нефтесервисные операции имеют место в Украине, то команда наших менеджеров имеет большой опыт в up-stream секторе для того, чтобы предложить решение для многих таких вещей.

Именно по менеджменту, мы имеем больше опыта в вопросах ГРП. Например, когда компания собирается строить скважину в США или Канаде, то обычно не бурения, а именно этап гидроразрыва пласта требует наибольших затрат во всем процессе. Как следствие, большой составляющей этого гидроразрыва и общей его стоимости становятся водные ресурсы и их менеджмент. Правильный подход к эффективному управлению этими ресурсами позволит значительно снизить затраты на общее бурения и пуск скважины, а также существенно уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Наша компания абсолютно точно может помочь с этим.

– Несколько слов о попутно добытую воду. Любая скважина на протяжении своего жизненного цикла дает пластовую воду, нужно проводить очистку и можно использовать ее для повторного применения?

Так, очистку пластовых вод лучше проводить. Большинство наших клиентов заказывает очистки попутной воды перед тем, как утилизировать ее в нагнетающие скважины. Кстати, некоторые из таких скважин после 10-15 лет эксплуатации находятся почти новом состоянии, благодаря очищенном продукта, в них закачивается.

Главной проблемой попутных вод, поступающих из различных скважин или пластов, является несовместимость. Это приводит к ряду осложнений с их утилизацией и любым последующим применением. Поэтому, понимая все характеристики этих вод, мы можем создать единую совместную субстанцию, которую можно будет использовать в ряде нефтесервисных операций. Мы физически удалим все компоненты, которые мешают дальнейшему применению воды. Стоит отметить, что некоторые компоненты невозможно полностью удалить. Например, мы не обладаем технологиями для полного удаления солей, но мы можем предоставить решение существенного их уменьшения путем добавления специальных химических реагентов, которые сделают финальный продукт более эффективным и солестойким.

– Отработанная вода после ГРП может также повторно применяться?

– Может она быть смешана с пластовой? Конечно. В полном цикле обработки отработанная вода всегда будет разбавлена с пластовой несмотря ни на что. Мы собираем такую смесь в одном резервуаре и очищаем весь объем вместе.

Честно говоря, мы обладаем многочисленными методами обработки и повторного применения отработанных вод. Каждый случай разный и должно быть рассматриваемый отдельно для того, чтобы предложить надлежащее решение. Поэтому хорошей идеей было бы провести отраслевой семинар, где будут представлены реальные случаи, и мы смогли бы пройти через процесс подробно по каждому из них.

– Да, это имеет смысл. Расскажите, пожалуйста, как изменился рынок для вас в связи с COVID-19 и экономическим кризисом?

Конечно, нефтегазовый рынок очень просел из-за мирового кризиса, но я бы сказал, что спрос на наши услуги сильно не изменился. Например, компания может остановить буровые программы, но когда она имеет в своем портфолио 30-50 скважин, то вопрос пластовой воды все равно имеет место и его нужно решать. Наши клиенты в Канаде и дальше бурят утилизационные / нагнетающие скважины, как и раньше, очищают воду перед ее утилизацией. Им лучше закачать очищенную воду чем необработанную для того, чтобы исключить из списка своих расходов чистку скважин ежегодно и средства на их частое обслуживание. Абсолютно точно в нашем регионе услуги по менеджменту водных ресурсов никуда не исчезают.

– Какими вы видите перспективы на следующие 5-10 лет?

– Как уже упоминалось до этого в нашем разговоре, спрос и обработка технических вод в Северной Америке высокие, потому что избегать этого процесса будет стоить энергетическим компаниям значительно дороже. Если правительства США и Канады будут придерживаться того же направления в вопросах окружающей среды и сделают очистку воды обязательным на законодательном уровне, то на сегодняшний день на рынке недостаточно компаний, чтобы полностью покрыть потребности такого сервиса. Итак, эта ниша довольно перспективной.

– Простыми словами это больше зависит от решения правительства?

Вообще-то да. Крупнейшие мировые операторы такие как ConocoPhillips, Chevron или Shell постоянно проводят операции по обработке воды через экономическую целесообразность и явный эффект на окружающую среду, который может быть вызван активностью таких масштабов, но если необходимые законы будут приняты, тем меньше игроки также будут вынуждены это делать. (ExPro/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий