Европейский союз может ввести специальный углеродный налог (Carbon Border Adjustment Mechanism) на продукцию из Украины. Как налог повлияет на экспорт.
Что такое Carbon Border Adjustment (CBА)
Carbon Border Adjustment или механизм граничной регулировки углерода – это специальный налог на импортируемые в Европейский Союз товары.
Специальный налог будет применяться не ко всей импортной продукции, а к продукции из стран, которые не уделяют должного внимания уменьшению выбросов двуокиси углерода (СО2).
В начале 2020 г. Европейский союз принял European Green Deal. Это комплекс инициатив, которые должны сделать Европу климатически нейтральной до 2050 г. Помимо Европы, уделять внимание изменениям климата должны и страны-партнеры Европы.
Украина, как торговый партнер ЕС, должна имплементировать нормы, связанные с противодействием изменению климата. Иначе, экспортируемая продукция подпадет под углеродный налог.
Как планируют вводить углеродный налог
Европейская комиссия предлагает ввести CBА не позднее 2023 г. Это означает, что у Украины есть максимум два года на то, чтобы начать процесс декарбонизации промышленности. Что для этого нужно в глобальных масштабах?
– В стране должны вводиться жесткие экологические стандарты и законодательная база, которая будет регулировать объемы и нормы выброса двуокиси углерода.
– Производства частного бизнеса должны становиться менее углеродоемкими.
– Должен заработать рынок торговли квотами на выбросы углерода.
Ввести CBА могут по разному сценарию. Первый вариант – налог будет рассчитываться исходя из фактического объема выбросов конкретного экспортера и рыночной цены парниковых квот на момент поставки товара.
Второй вариант – объем выбросов экспортера будет рассчитываться исходя из среднеотраслевого уровня выбросов на тонну продукции и объема производства этой продукции предприятием.
Третий вариант – CBА будет рассчитываться исходя из разницы среднеотраслевых прямых выбросов в конкретной стране и рыночной цены парниковых квот на момент поставки товара.
Четвертый сценарий – будут использоваться среднеотраслевые прямые и непрямые выбросы, умноженные на рыночную цену парниковых квот.
На данный момент неизвестно, какой сценарий выберет Европейская комиссия. Возможно, это будет другой механизм регулировки, который не известен на данный момент.
Как углеродный налог повлияет на экспорт из Украины
В 2019 году ЕС был главным торговым партнером Украины. Удельный вес торговли товарами и услугами с ЕС составил 40,1% от общего объема торговли Украины.
Было экспортировано товаров на $20,2 млрд. Согласно исследованию информационно-аналитического ресурса GMK Center, треть суммы экспорта потенциально подпадает под углеродный налог.
Если продукция из Украины подпадет под углеродный налог, то это уменьшит поступление валютной выручки и поступлений в госбюджет, снизит рост доходов и занятости населения. Экспортеры не смогут развивать свой бизнес так, как это было бы возможно без налога.
На данный момент углеродоемкость практически всех украинских товаров выше, чем у европейских аналогов.
Экспорт электроэнергии (э/э) из Украины в ЕС за 2016-2019 года вырос на 61%. Согласно исследованию GMK Center, выбросы СО2 на МВт/ч электроэнергии, экспортируемой из Украины, в 3,7 раза выше, чем в ЕС.
В 2023 году Укрэнерго планирует полностью синхронизировать украинскую энергосистему с европейской. Благодаря этому э/э можно будет беспрепятственно поставлять в обе стороны и наращивать экспорт.
В настоящее время экспортируется э/э угольной генерации из Бурштынского энергоострова. После синхронизации будет возможность экспортировать э/э из других источников. В том числе, не выбрасывающих СО2.
Что в итоге
В результате введения углеродного налога дополнительные платежи украинских компаний при экспорте в ЕС могут вырасти на 566,3 млн. евро в год. Почти 94% от этой суммы придется платить предприятиям металлургической промышленности и электроэнергетики.
Как смягчить влияние углеродного налога
Возможен вариант диалога об освобождении Украины от углеродного налога. Поскольку между нами и ЕС заключено Соглашение о свободной торговле. Но такой диалог нивелирует саму идею углеродного налога. Поэтому ЕС вряд ли освободит Украину от CBА полностью. Сейчас обсуждается полная или частичная отмена CBА для стран, которые будут придерживаться такой же политики декарбонизации, как и ЕС.
Нужно отметить то, что европейские проекты декарбонизации поддерживаются Еврокомиссией грантами, субсидиями и возмещениями процентных ставок.
Поэтому Украине нужно уже сегодня учитывать то, что наши и европейские компании находятся в неравных стартовых позициях. Экологические проекты реализовываются без госфинансирования.
Соответственно, сроки достижения углеродной нейтральности для Украины должны немного сдвинуться. Кроме того, обсуждается освобождение малоразвитых стран от углеродного налога.
Поскольку он может представлять угрозу для устойчивого развития.
По оценкам МВФ, Украина занимает 112 место в мире по уровню ВВП на душу населения. По оценкам Growth from Knowledge, Украина – самая бедная страна Европы. В индексе глобальной конкурентоспособности The Global Competitiveness Index Украина занимает 85 место в мире из 141. Поэтому Украина имеет шансы на частичное освобождение от налога либо перенос сроков.
Вместе с этим, надеяться на то, что ЕС полностью отменит CBА для Украины – не стоит. Поэтому уже сейчас украинские компании работают над декарбонизацией и внедряют водородные технологии. Почему именно водородные? Водород называют “чистым” источником энергии будущего.
В частности, водородные проекты реализовывают Региональная газовая компания, Оператор газотранспортной системы Украины, Национальный технический университет Украины “КПИ им. Игоря Сикорского”, Украинский водородный совет, Центр энергетической безопасности Украины, ПАО “Украинское Дунайское пароходство”, ГП “НАЭК “Энергоатом”. Прочесть об их проектах можно в этой статье.
Например, Региональная газовая компания тестирует транспортировку смеси водорода и природного газа на закрытых участках газораспределительной системы. На будущее запланировано более 150 экспериментов. Испытания на полигонах продлятся до 2022 года. Результаты исследований станут основой для редизайна газовой системы под транспортировку водорода. Такие планы РГК полностью соответствуют европейскому курсу декарбонизации.
Этот водородный проект РГК поможет Украине перейти на чистый источник энергии, использовать меньше импортного природного газа, сократить выбросы СО2 и не подпасть под углеродный налог.
Помимо этого, внимание водороду уделяется и по той причине, что он поможет поддерживать энергосистему в сбалансированном состоянии и обеспечить стабильное электрообеспечение потребителей. Уже сейчас мощности возобновляемых источников энергии (ВИЭ) позволяют производить больше э/э, чем может принять на баланс энергетическая система Украины.
Избыток э/э из ВИЭ можно направить на генерацию “зеленого” водорода. А в часы пиков потребления электростанции на водороде смогут производить электроэнергию. Таким образом, будет происходить аккумулирование энергии путем перевода электричества в водород и обратно. А генерация э/э станет менее углеродоемкой, что позволит наращивать экспорт в ЕС.
Ранее БизнесЦензор уже писал о том, что для этого правительству необходимо стимулировать владельцев ветровых и солнечных станций включать в строительство электролизеры и топливные элементы. А также создать законодательную базу и принять закон, определяющий правила накопления энергии. (БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)