Анализируя ситуацию с приостановкой поставок ДТ и сжиженного газа швейцарским трейдером Proton Energy Group S.A. с 1 апреля, директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн прогнозирует возможный дефицит топлива накануне начала посевной кампании.

“Накануне апреля с его пиковым весенним потреблением – новость об остановке поставок, мягко говоря, не очень хорошая. Оперативно заместить такой объем можно, но очень сложно (активизация потребления происходит не только в Украине)”, – пишет эксперт на своей странице в соцсети Facebook.

По его словам, в 2020 году Proton Energy Group S.A. обеспечила около 22% украинского рынка дизтоплива и сжиженного газа.

Основным выходом из ситуации по дизтопливу эксперт видит увеличение морских поставок, которые, по его мнению, необходимо нарастить вдвое, до 200 тыс. т. “В прошлом году в среднем было 65 тыс. т, рекорд зафиксирован осенью 2019 года – 153 тыс. т. И если в апреле включатся переходные объемы (неплохие запасы были в портах Одессы и Южного), то в май рынок войдет абсолютно “сухим”, – отмечает он.

Кроме того, С. Куюн выразил надежду, что к маю трейдеры найдут дополнительные объемы поставок, в частности, из Польши, Литвы и Беларуси.

“Ну, и ждем реакции украинских нефтепереработчиков, в частности “Укртатнафты”. Они так хотели пошлин и ограничений на российский продукт, вот – получите, ваш выход!” – добавил он.

В то же время, по мнению эксперта, быстро найти замену поставкам сжиженного газа на внутренний рынок не удастся.

“На рынке дефицит, последствия которого уже почувствовали в цене все, кто “на газу”. Недостающий объем может быть привезен по морю и через сухопутные границы. Не сразу, но может”, – отмечает он.

Как следствие, по мнению С. Куюна, цена автогаза может вырасти на 1 грн./л.

“И это только за счет более затратной логистики альтернативных поставок. Независимо от этой ситуации мы ожидаем повышения закупочных цен из-за продолжающейся нехватки на внешнем рынке. Так что гривной на литре дело очевидно не ограничится. Но без топлива эта категория потребителей не останется – всегда есть бензин”, – считает он.

Между тем, С. Куюн отмечает, что ситуацию с ценами на дизтопливо спрогнозировать сложнее. “Здесь логистическая составляющая большого значения не сыграет, все будет зависеть от достаточности предложения. Если будет нехватка хотя бы 1% в балансе, это способно неконтролируемо взвинтить цены”, – заявил эксперт.

Впрочем, как будут дальше развиваться события на украинском рынке нефтепродуктов, по мнению эксперта, по большому счету, будет зависеть от позиции Кремля и его решения остановить поставки в Украину или найти нового оператора.

Куюн отметил, что “Протон” не единственный поставщик, который везет российские нефтепродукты в Украину. Также импортируют “Лукойл”, “Татнефть”, “Газпромнефть”, ТАИФ, “Русснефть” и другие, и их украинские контрагенты тревожных сигналов пока не получают.

“Проблема в том, что если в Москве решат не поставлять “Роснефть”, то велика вероятность остановки и других экспортеров. И вот тогда масштабного кризиса не избежать. С другой стороны, в апреле-мае будет больно, но к лету все войдет в свою колею, и ждать новостей из России больше не будет потребности”, – подытожил он.

Proton Energy Group S.A. приняла решение прекратить сотрудничество и поставки нефтепродуктов на украинский рынок с 1 апреля 2021 года. Компания объяснила это своими рисками в связи с открытым преследованием силовиков и рисками контрагентов. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий