Доля солнца и ветра в производстве ВИЭ в Украине нестандартно высокая, а других источников энергии – нестандартно мала. В то же время используя только половину потенциала биоэнергетических ресурсов Украина смогла бы полностью отказаться от импорта газа.
Около 13% потребленной электроэнергии в Украине уже производится благодаря энергии солнцу и ветру. Такие данные приводит Министерство энергетики.
“В Украине роль возобновляемых источников энергии (ВИЭ) постепенно растет, прежде всего в электроэнергетике. Уже более 10% потребленной электроэнергии производится благодаря энергии солнцу и ветру (по последним официальным данным за 2019), и количество новых мощностей постоянно увеличивается. По прогнозу Госэнергоэффективности, благодаря введению в 2020 г. около 1,5 ГВт объектов возобновляемой электроэнергетики доля энергии из ВИЭ в потреблении электроэнергии в 2020 г. составит около 13%”, – сообщили в министерстве.
В то же время в Минэнергетики отмечают, что доля солнца и ветра в производстве возобновляемой электроэнергии в Украине нестандартно высокая, а других источников энергии – нестандартно мала.
“Если сравнивать с европейскими странами, доля солнца и ветра в производстве возобновляемой электроэнергии в Украине нестандартно высокая, а других источников энергии – нестандартно мала. Кроме того, роль возобновляемых источников энергии остается достаточно малой в отоплении и в транспорте. Обе тенденции сигнализируют о том, что Украина недоиспользует свой значительный потенциал биоэнергетики”, – констатирует Министерство энергетики.
Отмечается, что в Украине, как стране с развитым сельским хозяйством, наибольший потенциал имеют энергорастения, отходы и побочные продукты сельского хозяйства, в частности, отходы производства зерновой кукурузы и солома зерновых колосовых культур.
“По подсчетам биоэнергетической ассоциации Украины, объемы аграрной биомассы в Украине ежегодно увеличиваются благодаря общей тенденции роста производства и урожайности основных сельскохозяйственных культур. Так, с 2000 по 2018 энергетический потенциал соломы, побочной продукции и отходов производства кукурузы на зерно и подсолнечника увеличился в три раза. Гораздо меньший потенциал в стране имеют древесная биомасса, жидкие биотоплива и биогаз”, – отмечают в министерстве.
Кроме того, Украина за счет биоэнергетики может существенно заместить свои годовые потребности в природном газе. Например, в 2019 г. Украина использовала около 30 млрд. куб. м, из которых 14 млрд. куб. м импортировала. При этом максимальный потенциал использования биоэнергетических ресурсов для замещения газа составляет в эквиваленте около 37 млрд. куб. м.
В частности:
– выращивание энергокультур позволяет максимально заместить в 20 млрд. куб. м в год;
– использование трети агроотходов – до 10 млрд. куб. м в год;
– производство биометана – еще 8 млрд. куб. м газа в год.
“То есть благодаря использованию только половины этого потенциала Украины смогла бы полностью отказаться от импорта голубого топлива. Согреться без газа”, – считают в Минэнергетики.
По данным ОГА, в течение 2014-2020 гг. в Украине было введено 2436 МВт новых тепловых мощностей на биомассе (потенциал замещения природного газа – более 800 млн. куб.м). В частности, за прошлый год в регионах было реализовано 114 проектов по производству тепловой энергии из альтернативных видов топлива общей мощностью 98,71 МВт.
“Однако это очень мало для реализации имеющегося потенциала биоэнергетики в Украине. Мешает, прежде всего, отсутствие конкурентного рынка твердого биотоплива, рынка жидких биотоплив, рынка биометана. Это сдерживает появление новых энергетических объектов, которые работали бы на биотопливе. Кроме того, не хватает контроля качества биотоплива, что сказывается на спросе на него. Нет достаточных условий для использования аграрных отходов в энергетике. Да и на рынке мало производителей технологического оборудования, необходимого для этого, из-за чего оно стоит много. Все это сдерживает переход страны к более активному развитию биоэнергетики”, – отмечают в Минэнергетики. (Ua-energy.org/Энергетика Украины и мира)