С приходом весны активизировались автомобилисты, поэтому импорт сжиженного газа пошел в рост, а этот товар почти наполовину идет из России.

Сжиженный газ: начало нового сезона

Импорт сжиженного газа за 28 дней марта увеличился на 10% по сравнению с аналогичным периодом февраля и составил 119,1 тыс. т, сообщила Консалтинговая группа “А-95”. При этом поставки из России выросли на 19% – до 55 тыс. т, из Казахстана – на 5% до 40 тыс. т, однако из Беларуси сократились – на 10%.

Объемы закупок сжиженного газа из-за границы увеличиваются второй месяц подряд – в феврале импорт вырос на 6,4% по сравнению с январем – до 108,4 тыс. т.

Причина проста: сжиженный нефтяной газ (сжиженный углеводородный газ, СУГ, LPG) – это сезонный продукт, его потребление начинает расти весной, становится максимальным летом и осенью снижается, при этом минимум обычно приходится на январь-февраль, пояснил директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.

При этом СУГ отличается от бензина, сезонное изменение потребления которого составляет не более 5%.

Импортозависимое топливо

В случае со сжиженным газом наблюдается такая же ситуация с зависимостью украинского рынка от импорта, как и с бензинами и дизельным топливом. При этом производство LPG за период 2009-2019 гг. в Украине сократилось с 733 тыс. т до 400 тыс. т, что связано с сокращением добычи нефти и газового конденсата. А вот импорт – вырос с 99 тыс. до 1466 тыс. т в год.

По итогам 2019 г. структура импорта сжиженного газа выглядит так: 46% ресурса поставляется из России, 26% – из Беларуси, и 20% – из Казахстана. Хотя еще за три года до этого на долю РФ приходилось 73%, а на Беларусь – 22,5%.

Если же говорить о минувшем годе, то распределение рынка потребления СУГ в Украине выглядит следующим образом: газ собственного производства занял 21% рынка, импорт из России – 34%, из Беларуси – 23%, из Казахстана – 15%, и из других стран – 7%.

И хотя диверсификация поставок СУГ происходит постоянно (в 2010 г. импорт осуществлялся из 5 стран, а в 2019 г. – уже из 15), уйти от зависимости от российских поставок не удастся, поскольку именно там находится основная ближайшая к Украине добыча нефти и газового конденсата. При этом также нужно учитывать, что основной способ доставки сжиженного газа в Украину – перевозки по железной дороге, на долю которых в 2019 г. приходилось 76,5% поставок, тогда как на автомобильный транспорт приходилось 20%, а на морские пути – 3,5%. И канал завоза по морю имеет ограничение по пропускной способности – 15-16 тыс. т в месяц. Поэтому от поставок СУГ из России Украина будет зависеть еще долгое время. Кстати, в разбивке по марту больше всего СУГ в Украину поставляла “Роснефть” (32 тыс. т.), также Иркутская нефтяная компания (3,2 тыс. т), “Сургутнефтегаз” (2,3 тыс. т) и “Газпром” (1,1 тыс. т).

Растет вместе с бензином

Средняя розничная цена на автомобильный газ в Украине в этом году стабильно растет – с 12,36 грн. по состоянию на 14 января и до 15,78 грн. на 30 марта. Цены на сжиженный газ увеличиваются точно так же, как и на остальные нефтепродукты, и примерно одинаковыми темпами с бензином. Причина подорожания ресурса – рост цен на границе. “Производители реагируют на мировые тенденции. Сжиженный нефтяной газ производится точно так же, как и бензин, из нефти или природного газа. Нефть и природный газ в последние месяцы дорожали, поэтому дорожает и сжиженный нефтяной газ”, – пояснил Геннадий Рябцев.

Главный “бензин” страны

За последние 10 лет сжиженный углеводородный газ в Украине вошел в тройку главных видов автомобильного топлива наряду с бензинами и дизелем (ДТ). В период с 2000 г. по 2018 г. объем украинского рынка LPG вырос в шесть раз, тогда как объем рынка бензинов – снизился на 52%, а ДТ – увеличился на 33%. При этом, по данным Украинской ассоциации сжиженного газа, в 2019 г. в структуре потребления топлива украинским рынком LPG впервые обогнал бензин – 17,6% против 16,7%.

Такой популярности LPG обязан тем, что его можно использовать в качестве автомобильного топлива в бензиновых двигателях без внесения существенных конструкторских изменений: стоимость установки газобаллонного оборудования (ГБО) постоянно снижается, а качество – возрастает. Кроме того, количество заправок, на которых можно “задуть” газ в авто, растет.

Но первопричина роста популярности газа, который “откусил” долю рынка у бензина, кроется в его дешевизне. Например, если в 2015 г. на одну зарплату украинец мог купить 215 л бензина А-95 или 420 л LPG, то в 2019 г. – 362 л бензина А-95 или 855 л газа. То есть, увеличение по бензину составило 1,7 раза, а по газу – более чем вдвое.

И соотношение цен постоянно улучшается в пользу сжиженного LPG: если в 2015 г. стоимость литра газа составляла 51,3% от цены литра бензина, то в 2019 г. – уже 42,4%.

Поэтому даже с учетом затрат на установку ГБО и повышенного на 20% по сравнению с литражом бензина расхода на 100 км пробега, использование LPG становится способом существенно сократить бюджет на эксплуатацию автомобиля.

Еще один фактор (хотя и очень незначительный) – существование налоговых льгот: при установке ГБО на автомобиль можно компенсировать часть затрат за счет возврата части налога на доходы физических лиц.

В итоге, использование газа в автомобилях в Украине за 10 лет (с 2009 г. по 2019 г.) значительно выросло – в 2,2 раза до 13,9 млн. авто. (Александр Суков, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий