Бум развития ветроэнергетики в Украине еще далеко не пройден, все – впереди, целесообразность развития оффшорной ветроэнергетики в стране – это далекая перспектива, но точно не вызов сегодняшнего дня, а проекты по производству “зеленого” водорода целесообразно реализовывать с использованием водных ресурсов морей.

Об этих и других тенденциях сектора ветроэнергетики – в интервью директора по продажам в Восточной Европе и СНГ компании VESTAS – датского мирового производителя ветротурбин, Игоря Нуса для агентства ExPro.

– Расскажите, пожалуйста, о текущей деятельности VESTAS в Украине и других (соседних) странах, общие тренды в мировой ветроэнергетике?

– Наша компания присутствует в Украине с 2012 года, мы установили суммарно 660 МВт, еще около 500 МВт – в стадии строительства. В странах постсоветского пространства (ред. – Казахстан, Россия, Беларусь, Грузия) у нас в целом суммарно установлено еще около 1 ГВт мощностей. В этом году мы успешно завершили слияние с оффшорным ветроэнергетическим бизнесом, сегодня мы соответственно имеем полную линейку продукции любых потребностей ВЭС.

Сколько украинских компаний-операторов ВЭС используют ваше оборудование?

В настоящее время используют наше оборудование 3 компании – ДТЭК, Виндкрафт и Эко-Оптима.

– Какая сейчас ситуация в странах Европы, других странах присутствия VESTAS с развитием ветроэнергетики?

– Мы наблюдаем устойчивый рост, связанный с переходом мировой экономики на “зеленую” энергетику. Однозначный бум мы также наблюдаем в зелено-водородных инициативах, после принятия в прошлом году Европейской водородной стратегии. Украина также участвует в этой водородной стратегии, это немалая заслуга украинских дипломатов и “Украинская водородной совета”. И для того, чтобы развивать отрасль “зеленого” водорода необходимо огромное количество возобновляемых источников энергии, как для обеспечения потребностей страны в электроэнергии, так и для обеспечения достаточного количества электронов для электролиза для получения водорода. Вот почему в пилотных проектах по всей Европе мы рассматриваем оффшорные ВЭС (а также СЭС) в качестве предпочтительных методов генерации электроэнергии стабильного базовой нагрузки, необходимого для производства водорода. В Европе сейчас развивается оффшорная ветроэнергетика, с одной стороны потому что это большие единичные мощности (15 МВт ветротурбины), с другой – из-за отличного потенциал морского ветра. В Украине пока другая ситуация – нам нужно использовать ресурсы для застройки наземными ВЭС, об оффшорных говорить пока рано.

– Прошел, по вашему мнению, пик строительства ВЭС в 2019-2020рр? Какую вы прогнозируете динамику строительства ВЭС в 2021г?

– По 2021-го года сложно что-либо сказать, в 2022-м все будет очевидно. Аналитики прогнозируют, например, увеличение “зеленой” генерации к 2030 году в мире в несколько раз. Что касается Украины, думаю, что пик строительства ВЭС нас ждет далеко впереди, так как на сегодняшний день установленных мощностей ВЭС в стране далеко недостаточно, чтобы следовать мировым трендам развития ВИЭ, а также декларируемым обязательствами по переходу на “зеленую” энергетику. Я даже не вспоминаю реконструкцию или замену мощностей традиционной энергетики, большинство из которых морально и физически устарели. Но мы должны понимать, что рано или поздно “зеленая” генерация будет заменять устаревшие мощности еще советского производства, совместно с модернизированной высокоманевренной генерацией и / или уже с батареями-накопителями энергии.

– В Украине есть сложности с законодательством для ВЭС, в частности оффшорных станций, проблемы с разрешениями на землю, использование акватории и тому подобное. Законодательные изменения должны быть сделаны для развития оффшорной ветроэнергетики? Каковы перспективы ее развития в Украине?

– Давайте сначала разберемся, для чего оффшорные мощности сегодня необходимы в Украине, при наличии огромного количества земель в прибрежных зонах, непригодных для ведения сельского хозяйства? Оффшорная ветроэнергетика связана, прежде всего, с более высокой стоимостью строительства и эксплуатации, чем наземная. LCoE (Levelized Cost of Electricity – нормированная стоимость производимого кВт-ч – ред.) Оффшорной ВЭС в среднем также выше, чем в наземной. У нас многие жалуются на высокий “зеленый” тариф, но здесь картина только усложнится. Почему же ее тогда строят? Потому что в ряде прибрежных регионов есть проблемы с наличием и / или стоимости земли, прежде всего, потому что необходима концентрация большого количества “зеленых” мощностей в одном месте (например, для производства “зеленого” водорода). Я думаю, что оффшорная энергетика в Украине заработает только тогда, когда появятся соответствующие потребители “зеленой” энергии, потребности которых наземная ВЭС просто не сможет удовлетворять. Также нам нужно рассматривать вопрос размещения мощностей, важно чтобы они были ближе к потребителю. У нас сегодня большая концентрация “зеленых” мощностей на юге Украины, как построенных, так и в перспективе. Нужно развивать ветроэнергетику и в других регионах, где дефицит мощностей. Или выстраивать мощную линию передачи энергии с юга во все регионы страны, с минимальными потерями. И в мировых тенденциях все идет к тому, чтобы размещать генерации ближе к потребителю. Важно, чтобы они были ближе к потребителю.

– Что вы можете сказать по поводу формы государственной поддержки развития сектора ВИЭ в Украине и перехода к “зеленым” аукционов?

– Наверное, государственная поддержка ВИЭ будет корректироваться, как и во многих странах, которые перешли на аукционы. У нас с нашим опытом нет сегодня до конца понимания, как аукционы практически заработают в Украине. Практически – имеется в виду то, что будут введены в эксплуатацию аукционные мощности, а не просто кто-то будет участвовать. Мы наблюдали подобную ситуацию во многих странах, где вводились аукционы ВИЭ – очень часто они срабатывали не сразу. У нас, скорее всего, на начальном этапе будут возникать сложности, через которые нам просто нужно пройти, и для девелоперов, работающих в Украине, необходимо будет найти правильную систему аукционов.

– Существуют проблемы с доставкой в Украину, сечением таможенной границы оборудования VESTAS, его транспортировки и т. д.?

– Обычные рабочие вопросы, редко возникают, связаны в основном с поставкой того, что ранее в Украине никогда не завозилось, особых проблем не вижу. Основная задача для таможни – это определить и подтвердить стоимость. На это может уйти время, когда мы завозим какие инновационные продукты. Если работаешь честно, то проблем с пересечением таможенной границы не возникает. Что касаемо доставки, то ее сложность может повышать стоимость проекта. Например, проекты в западных регионах Украины будут дороже, в том числе, через доставку, ведь габаритное оборудование нужно везти из морского порта наземным путем. Если доставка из южных портов, то перемещение автомобильными дорогами по 1000 км достаточно сложно. Если из польских портов или балтийских портов – то иногда возникают проблемы с транспортировкой в связи с местными ограничениями.

– Риски Украины как юрисдикции для инвестиций вы можете назвать? Увеличивают эти риски стоимость проектов (их финансирования)?

– Этот вопрос лучше задайте банкирам – у них обычно лучшие эксперты по управлению рисками. Мы ориентируемся на оценки международных финансовых институтов, включая Датское экспортно-кредитное агентство (EKF). Например, в Украине достаточно высокий риск (Украина на 6 уровне риска из 7 возможных), а в это время Германия нулевой риск. И таким способом, риски увеличивают стоимость проекта, и не только с точки зрения кредитования финансовыми компаниями.

Какой на ваш взгляд потенциал развития ветроэнергетики на территории зоны отчуждения ЧАЭС?

Мы на это не смотрим оптимистично. Работа ВЭС требует наличия персонала, будет заниматься строительством и эксплуатацией. Зачем подвергать такому риску здоровье людей? Сейчас совершенно нет нужды ставить там мощности, ведь лучше рассматривать безопасные зоны, в Украине для этого множество возможностей.

– Предлагает компания новую линейку ветроэнергетического оборудования, какого именно (новой мощности, с применением новых технологий)?

– Так, сегодня пользуется большой популярностью 4-х и 6-ти мегаваттные платформы с диаметрами роторов 136, 150 и 162 метров. Отличительная особенность этих машин – применение преобразователя частоты полного цикла, дает достаточно устойчивую синхронизацию ветротурбин с украинскими сетями при различных режимах работы. Очевидно, что компания эволюционирует и мы производим турбины с большей мощностью, это позволяет использовать меньшую территорию под ВЭС и при этом более эффективно генерировать электроэнергию.

– ДТЭК ВИЭ и VESTAS заключили договор о строительстве Тилигульский ВЭС мощностью 500 МВт. Эта ВЭС станет первой станцией с использованием платформы EnVentus в Восточной Европе. В чем преимущество этой технологии? На какие мощности может быть рассчитана эта платформа?

– Это уже эволюционное развитие производства, новое поколение. В этой технологии диаметр ротора 162 м, длина лопасти около 80 м, мощность 6 МВт. Турбины такого класса в Украине еще не поставлялись. Эта технология позволяет получить достаточно высокий КИУМ (коэффициент использования установленной мощности – ред.). При снижении количества турбин в 2 раза по сравнению с первыми поставками в 2012 г. проекта Ботьево (3 МВт мощности).

– Планируются еще в Украине проекты с использованием EnVentus platform?

– Поживем, увидим. Интерес на рынке достаточно высокое, проблема с финансированием. И, в основном, все новые проекты хотят использовать платформы нового поколения.

– Ветровые турбины какой мощности пользуются большей популярностью в Украине? От чего может зависеть выбор модели оборудования?

– 3х, 4х и 6-ти мегаваттные платформы. Каждый раз индивидуально зависит от параметров площадке и конфигурации проекта. Здесь нужно изучать сам проект, территорию под него, природные условия. Бывают такие случаи, когда для какого-то проекта могут подходить лучше наши продукты, для какого – других производителей.

– Компания VESTAS разработала гибридные проекты (ВЭС + СЭС)? Планируются такие в Украине? На сколько это эффективно, чем строительство просто ВЭС?

– У нас есть разработки проектов ВЭС + СЭС + батарея. Так, пилотирует несколько таких проектов в мире, например, проект Kennedy Energy Park в Австралии, состоящий из 43 МВт ВЭС, 15 МВт СЭС и 2 МВт (4МВт-ч) батареи. Такой проект способен полностью обеспечить город электрической энергией. Безусловно, за этим будущее, поскольку это дает независимость от балансирующих мощностей, хотя сегодня это еще проект на ранней стадии развития, который необходимо будет подтвердить с точки зрения достижения планируемых финансовых показателей.

– То есть мощность батареи должна быть небольшой?

– Так, мощность батареи не должна быть на уровне мощностей станции, поскольку это бессмысленно. Она должна покрывать необходимые пики в определенный период времени, поддерживать устойчивые параметры сети, а не полностью заменять поколение.

– Какая перспектива (практика) в мире реализации гибридных проектов по типам: ВЭС + СЭС + система накопления энергии; ВЭС + СЭС + производство “зеленого” водорода?

– Сегодня в мире несколько крупных проектов по производству “зеленого” водорода совместно с ВЭС находятся в стадии реализации. Vestas участвует в консорциуме AquaVentus, который пилотирует оффшорную ветроэнергетику и производство экологически чистого водорода у берегов Германии, например. Так, по “зеленому” водородом будущее, но в основном – с применением оффшорных ВЭС, так как они сегодня позволяют достичь высокой концентрации единичной мощности (15-ти мегаваттная платформа) плюс выход к воде (ресурс для производства + транспорт готового продукта).

– Проводит компания метеорологические исследования для начала строительства ВЭС?

– Этим занимаются обычно девелоперы, для них точное измерение потенциала ветра и других метеоданных более критично для финансовой модели и оценки рисков проекта. Для нас корректно проведена ветроизмерительных кампания снижает риски неопределенности оценки работы ветротурбин на той или иной площадке, включая динамические нагрузки, влияющие на срок службы тех или иных компонент, а также влажность и температурные режимы в разное время года. Что касаемо времени, такие исследования нужно проводить в течение одного года не менее. И, соответственно, чем больше выборка и качественно проведено исследование, тем меньше рисков возникает в дальнейшем.

– Есть ли какие-то стандарты проведения таких исследований для строительства и эксплуатации?

– Четко заложенных регламентов для ВЭС в законодательстве нет, обычно регламент предоставляют финансовые институты. Есть специальные стандарты в разных странах. В Украине регламентирована только оценка воздействия на окружающую среду. В европейских странах получать экологические разрешения достаточно сложно и долго, необходимо изучать различные процессы в биосфере на территории под электростанцию. Это влияет на срок подготовки проекта (девелопмента).

– Ваша компания занимается также и обслуживанием проектов ветроэнергетики?

– Так, практически все наши ветротурбины находятся на сервисном обслуживании, благодаря которому заказчик снижает риски простоя оборудования до абсолютного минимума. И конечно мы можем осуществлять проекты “под ключ”, но в Украине в силу наличия местного опытного строительного ресурса, такие запросы поступают не часто.

– Какие меры предлагает/принимает компания для защиты окружающей среды (путей миграции птиц, летучих мышей и других представителей биосферы)?

– Существуют общепринятые мировые практики таких оценок, этим также занимаются девелоперы при планировании и проектировании ВЭС. Ни один уважающий себя банк сегодня не даст финансирование без корректно проведенной оценки рисков, а также наличии всех необходимых решений, чтобы эти риски можно было избежать. Наша компания также очень скрупулезно относится к наличию всех экологических разрешений в соответствии с местными и международными стандартами. (Дарья Орлова, Дмитрий Сидоров, ExPro/Энергетика Украины и мира)

(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)

Добавить комментарий