Цены на газ для автомобилей в Украине бьют рекорды. Почему дорожает топливо, и на каком уровне его стоимость может стабилизироваться.

Цены на сжиженный газ растут ежедневно третью неделю подряд. От минимальной за последние два месяца цены в 15,36 грн. за литр автогаз, которым заправляется каждый десятый автомобиль в Украине, подорожал на 11%.

Средняя цена газа в начале августа превысила 17 грн. за литр – рекордный за всю историю уровень. И это не предел, предупреждают участники рынка.

Кошельки украинских автовладельцев испытывают на себе эффект ажиотажного спроса на сжиженный газ и одновременно его дефицит, повлекшие действия поставщиков и трейдеров еще в прошлом месяце.

Хотя ситуацию с ресурсным наполнением рынка пока удалось стабилизировать, ожидать стабилизации цен, а тем более – на снижение цен, не стоит. Уже упомянутый эффект дефицита горючего и высокого спроса на него автомобилисты будут чувствовать еще, по крайней мере, один месяц.

Участники рынка не исключают роста цен до предельного уровня, при котором автовладельцам вообще будет невыгодно переходить на сжиженный газ.

Где предел цен на горючее для миллиона автомобилей и к чему готовиться водителям?

Спрос растет

В последние годы украинцы массово переходят на автомобили с газобаллонным оборудованием. По данным Министерства внутренних дел, ежегодно в стране регистрируется более 100 000 транспортных средств с установленным ГБО. При этом темпы прироста высокие – на уровне 40%.

Популярность сжиженного газа среди автовладельцев показала, этот вид топлива вдвое дешевле бензина и дизель.

Чтобы обеспечить растущий спрос и при этом сдержать цены, объемы украинского рынка сжиженного газа должны постоянно увеличиваться. Собственно, это постоянно и происходило.

За последние девять лет рынок сжиженного газа в Украину увеличился более чем вдвое. Так, если в 2012 г. объем потребления этого вида топлива составил 818 тыс. т, то на конец 2020 г. приблизился к 2 млн. т, свидетельствуют данные консалтинговой группы А-95.

Эту отметку рынок пересек в 2019 г., однако из-за пандемии, которая привела к уменьшению передвижения граждан, объем потребления сжиженного газа в прошлом году сократился на 55 тыс. т. В 2021 г. тенденция роста этого рынка восстановится. Правда, меньшими темпами, чем раньше.

Поскольку этот рынок в Украине только формируется, неудивительно, что время от времени его лихорадит. Причем наблюдается как рекордный рост цен, так и их сногсшибательное падение.

Например, в августе 2017 из-за дефицита и ажиотажный спрос только за месяц цены на сжиженный газ на заправках выросли на 40% и достигли рекордных в то время 16 грн. за литр.

А уже зимой 2019 автовладельцы стали свидетелями зеркальной ситуации: за три месяца цены на стелах упали более чем на 5 грн. за литр автогаза и остановились на показателе – 10,8 грн. за литр. Впоследствии цены на заправках выровнялись.

Летом 2021 вновь наблюдается рекордный рост цен на горючее для автомобилей на газе, который, по словам участников рынка, будет продолжаться.

Что с ценами

Средняя цена одного литра сжиженного газа в сетях АЗС по состоянию на 4 августа выросла до рекордного для Украины показателя в 17,02 грн. за литр, свидетельствуют данные портала Минфина.

В этом году повышение стоимости этого топлива происходило в несколько этапов. Если в начале февраля литр газа стоил в среднем около 12,3 грн., то уже в апреле его цена превысила отметку в 15,5 грн. за литр.

После роста на четверть в течение марта-июня, стоимость сжиженного газа на заправках оставалась практически неизменной. Однако продолжалось это не долго.

В начале июля цены пошли вверх. От уровня 15,36 грн. за литр, по состоянию на 6 июля, стоимость газа на заправках выросла на 11% до более чем 17 грн. Это средний уровень. В сетях таких АЗС как WOG, OKKO и SOCAR литр сжиженного газа 4 августа стоил 17,68 грн., 17,69 грн. и 17,78 грн. соответственно.

Сжиженный газ, хотя и имеет естественное происхождение, все же является продуктом переработки нефти, и цена на него коррелируется стоимостью черного золота на мировом рынке. А нефть марки Brent с середины июля поднялась с 68 долл. за баррель до почти 75 долл. Аналогично двигались и мировые цены на природный газ.

По словам опрошенных экспертов, повышение цен на нефть и природный газ имело определенное влияние на ценовую ситуацию на рынке сжиженного газа, однако это не единственный и далеко не основной фактор.

“Понятно, что в случае подорожания нефти растут и цены на нефтепродукты, однако в данном конкретном случае эта составляющая была не самым значительным”, – говорит директор научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.

Почему растут цены

Все без исключения участники рынка назвали одну ключевую причину роста цен на сжиженный газ – дефицит ресурса и вызванный им ажиотажный спрос.

“Причина очевидна – дефицит. Нет ресурсов – идем вверх. Рынок тяжелый, поскольку негде хранить большие объемы. Любой провал в поставках будет всегда приводить к росту цен”, – говорит глава группы компаний Prime (сеть из 40 АЗС – ЭП) Дмитрий Леушкин.

“Причина подорожания – ситуативный дефицит, вызванный задержками с поставками ресурса из России. Это периодически происходит. Сейчас причина – бюрократические проволочки со стороны государственных органов РФ после смены оператора поставок”, – соглашается Рябцев.

В мае компания из группы азербайджанской госкомпании SOCAR cтала экспортным оператором нефтепродуктов “Роснефти” в Украине, заменив предыдущего поставщика – Proton Energy Group SA

А сжиженный газ на украинский рынок поставляется в основном из России, Беларуси и Казахстана.

Где предел роста

По словам аналитика консалтинговой группы А-95 Артема Куюна, дефицит сжиженного газа через ротацию Proton Еnergy и SOCAR наблюдался в середине июля, а сейчас ситуация “более-менее стабильна”.

“Были задержки на старте, затем ресурс уехал и сейчас рынок более-менее стабилен. Нет больших запасов, но и дефицита нет”, – добавляет Куюн.

Значит ли это, что в ближайшее время цены снизятся? Нет.

“Пока будет инерционный рост. Если оптовые цены выросли на треть, а рознице лишь на 10%, понятно, что цены на АЗС будут расти и в дальнейшем”, – считает Рябцев.

Соглашается с ним и представитель группы компаний Prime. “Инерция ушла. Если даже завтра приплывет пять танкеров, то цены не снизятся. Есть ажиотажный спрос, который сохранится как минимум до конца августа. Дешевле точно не будет”, – предупреждает Дмитрий Леушкин.

По мнению Куюна, потенциал для роста розничных цен на сжиженный газ в нынешних условиях составляет еще 1 грн. за литр.

“Запасов нет. Когда работаем” с колес “, то потеря любого из источников означает дефицит. Если проблем с поставками не будет – ситуация останется такой как сейчас”, – говорит аналитик.

При этом все эксперты высказали мнение, что выше 20 грн. за литр газ точно не будет стоить, поскольку тогда автовладельцам будет не выгодно переходить на газ. Дело в том, что в установке ГБО экономический смысл только тогда, когда литр газа стоит не более 60% от цены литра бензина.

“Сейчас соотношение примерно 53% от стоимости высокооктанового бензина. Если показатель превысит 60%, это чревато оттоком потребителей к бензину, поэтому трейдеры этого всегда боятся. У нас еще есть определенный запас, но до 20 грн. мы точно не дойдем”, – уверен Рябцев.

Поскольку ситуации с дефицитом топлива и резким ростом цен в Украине возникают постоянно, логичным выглядит и другой вопрос – нельзя подготовиться к такому сценарию заранее?

“Пока у нас не будет достаточно инфраструктуры для хранения, а такого в принципе не планируется, то к таким ситуациям надо привыкать”, – утверждает Леушкин.

“Хранить сжиженный газ – это в отличие от бензина и ДТ дорого. Никто не хочет этого делать. Никаких стимулов для того, чтобы увеличивать инвестиции в такую инфраструктуру у трейдеров пока нет”, – соглашается Рябцев. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий