20-25% бензина в Украине – фальсификат. “Бодяжить” уже начали и сжиженный газ, который в последние годы был самым защищенным от подделок топливом.
Система госконтроля качества погрузилась в летаргический сон давно, минимум лет десять назад. В лучшем случае все свелось к проверкам документации в уголках потребителя на заправках. Недавние сообщения Государственной экологической инспекции о первых лабораторных испытаниях топлива можно считать серьезным событием.
Объемы “левого” топлива растут из года в год. Обратим внимание на интересную деталь. За полгода частные нефтедобытчики достали из украинских недр около 230 тыс. т нефти и газового конденсата. В июне динамика прироста составила 30% к аналогичному периоду прошлого года! Нюанс в том, что практически ничего из этого объема не попало на легальные производства нефтепродуктов в Кременчуге и Шебелинке. Экспорта тоже не было. Куда же он подевался? Он пошел на более чем 25 мини-НПЗ, которые преимущественно разбросаны по восточным и центральным областям, недалеко от месторождений.
По бумагам (где таковые вообще есть) эти заводы производят растворители, фракции и прочее нефтехимическое сырье, а по факту – низкокачественные моторные топлива. По нашим скромным оценкам, за полгода они произвели 150 тыс. т бензинов, что составляет 12% потребления этого нефтепродукта в Украине.
Идем дальше. Знаете ли вы, что в Украине уже год как происходит бум лакокрасочной промышленности? Я тоже не знал, но цифры: Если в 2019 г. “лакокраска” потребляла около 14 тыс. т импортных растворителей в год, то в 2020 г. уже привезли 90 тыс. т, а за первую половину 2021 г. – 61 тыс. т.
Как видим, бум действительно есть, но в другой отрасли: в описании этих “растворителей” из России и Беларуси находим, что это смесь октаноповышающих компонентов для производства бензина. О целевом назначении растворителей говорят и имена крупнейших импортеров в 2021 году: Катма Груп (25% импорта в 2021 г.), которая является эксклюзивным поставщиком бензина в сеть БРСМ-Нафта) и компания Пром-Хим (еще 25%), поставляющая его в адрес Альтернатив Энерджи Сорсес Компани – оператора крупнейшего в стране мини-НПЗ в поселке Мерефа Харьковской области. Один из каналов сбыта завода – сеть МОТТО.
“Растворители” идут как в смесь со стабильным бензином с мини-НПЗ, так и с товарным бензином А-92, в зависимости от задач на выходе получается либо А-92, либо А-95.
Одновременно в разы в 2020 г. увеличился импорт и других октаноповышающих присадок, в том числе запрещенной в Украине и большинстве стран монометиланилина (ММА). Крупнейший импортер 2020 г. – та же Катма Груп. После огласки этой “рецептуры” импорт ММА снизился, но ничего не мешает начать его вновь.
Качество получаемых на мини-НПЗ и нефтебазах смесей можно себе только представить. Достаточно почитать форумы автомобилистов. Этой весной множественные отклонения от установленных стандартов зафиксировал Институт потребительских экспертиз.
Если сложить воедино объемы сырья и компонентов, получим, что 20?25% бензина в Украине – фальсификат.
Получается на мини-НПЗ и прямогонное дизтопливо, которое добавляют в товарное. А может и не добавляют: Упомянутый Институт нашел в пробах ДТ на АЗС МОТТО содержание серы 647 ppm – в 65 раз выше нормы!
Ну, и чтобы подчеркнуть масштабы бедствия, достаточно сказать, что бодяжить уже начали и сжиженный газ, который в последние годы был самым защищенным от подделок топливом. (Его просто нечем было особо разбавлять). Однако и этот форпост был взят, в мае-июле в Украину было импортировано около 3,5 тыс. т бутан-бутиленовой фракции. Это нефтехимическое сырье, похожее на автогаз, но очень грязное.
Неиспаряемый остаток, на который богат ББФ, выпадает в осадок в виде маслянистой жидкости, забивает форсунки, блокирует работу клапанов в редукторе, снижает пропускную способность газовых фильтров: Разбавленный газ даст о себе знать за 5-7 тыс. пробега автомобиля. Как показывают наши опросы, в этом сезоне станции по обслуживанию газобаллонного оборудования переполнены рекламациями автомобилистов на качество газа.
Пока неизвестно, насколько масштабной будет программа Госэкоинспекции по контролю качества топлива на колонках. Очевидно, что это будет зависеть от наличия государственного финансирования, поскольку речь идет о персонале, оборудовании, транспорте. Сейчас ведомство привлекло на подряд международную сюрвейрскую компанию Инспекторат, имеющую высокий авторитет на рынке. Теперь нужен показательный кейс с обнаружением бодяги и наказанием виновных. И чем быстрее это произойдет, тем быстрее ощутит результат потребитель. Все знают, где живет фальсификат, времени на раскачку нет.
P. S. На днях стало известно, что Госэкоинспекция в ходе очередной проверки обнаружила не соответствующий стандартам бензина А-95. Название станции, где был обнаружен некачественный продукт, не сообщается. (Артем Куюн, аналитик “Консалтинговой группы А-95”, НВ.Бизнес/Энергетика Украины и мира)