В Украине, по состоянию на октябрь, зарегистрировано около 30000 электромобилей. Больше всего – в столице (более 6700).
За последние три года количество электрокаров в стране выросла в четыре раза. Такой рост достигнут в основном благодаря “первопроходцам” – людям, которые с энтузиазмом воспринимают инновации, стремятся получить новые ощущения от управления автомобилем, понимают важность заботы об окружающей среде.
Всего на украинских дорогах 10500000 автомобилей. Поэтому очевидно, что называть электромобильных транспорт массовым, даже несмотря на стремительный рост его количества, еще рано.
Чтобы это изменить, государство предлагает стимулировать развитие электротранспорта. Так, Национальная транспортная стратегия до 2030 года предусматривает увеличение доли электрокаров до 75%. На достижение этого показателя работать как льготы, так и запреты.
В частности, может быть прекращено ввоз из-за границы автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Такое предложение обнародовало Министерство инфраструктуры. Согласно ей, запретить ввоз автомобилей с ДВС могут поэтапно, начиная уже с 2027.
Один из основных сдерживающих факторов для электрификации транспорта в нашей стране – небольшой выбор моделей на рынке автомобилей без ДВС.
Если вы среднего достатка и задумывались о приобретении машины этого года, то что вы видели? Широкий ассортимент бензиновых и дизельных авто. А сколько доступных электромобилей?
Это только бывшие в употреблении, ввезенные из-за границы автомобили. Пока предложение небольшая, но за 2-3 года, когда модели гольф-класса появятся в массовом производстве и продаже, ситуация изменится.
Еще одно из важных условий для развития электротранспорта – это доступ к электросети, то есть возможности удобно и быстро зарядить свой автомобиль в нужное время.
В 2020 году в мире количество зарядных станций превысила 1 млн., в нашей стране их около 4 – 4500. Устройства активно устанавливаются на крупных автомагистралях, что делает возможными междугородные путешествия на электрокарах, еще несколько лет назад практически недоступны украинском.
На пополнение батареи на станции мощностью 50 кВт требуется в среднем всего 30 – 40 минут. В сети YASNO E-mobility 29 таких скоростных станций в Киеве, Днепре, Харькове и на трассах в направлениях от столицы в Одессу, Львов и Харьков.
Растет количество станций и в городах: чаще всего они появляются у ТРЦ, супермаркетов, офисов, в жилых комплексах. Несмотря на развитие электромобильного транспорта, много небольших бизнесов устанавливают оборудование для его подзарядки у своих заведений, чтобы получать дополнительных доход.
И все же каждому владельцу электромобиля стоит задуматься о подзарядке дома. В продаже имеется оборудование переменного тока, которое можно разместить, например, в частном доме. А если дополнительно установить двухзонный счетчик, то заряжания с 23:00 до 7:00 будет еще и вдвое дешевле благодаря “ночном” тарифа на электроэнергию для населения.
Поэтому если сдерживающие факторы постепенно минимизируются и массовое распространение электромобилей – это лишь вопрос времени, готовы ли украинские электросети к увеличению нагрузок?
На самом деле уже сейчас с каждым годом растет потребление электроэнергии в жилищно-коммунальном секторе. Эту тенденцию ускорила пандемия COVID-19. Использование электроэнергии домохозяйствами Украины с начала карантина в среднем в год увеличилось примерно на 15%.
По мнению ученых, четверо из пяти людей на планете в 2030 году будут жить в больших городах. Их обеспечения электроэнергией и водой станет одной из главных задач. Параллельно растет стремление использовать большие объемы энергии из возобновляемых источников.
Для обеспечения “умных” городов будущего электроэнергией нужны интеллектуальные электросети, имеющих сочетать различные источники энергии (в том числе возобновляемые), быть максимально цифровыми, обеспечивать различные тарифы для потребителей и самовосстанавливаться автоматически, без помощи специалистов. Украинские энергетики постепенно внедряют смарт-системы, но это требует времени.
Для производителей электроэнергии электрокары – это очень полезный потребитель, поскольку они могут обеспечить загрузку сети и спрос на киловатт-часа ночью, уменьшив потребность в маневрировании.
Да, для этого нужны большой масштаб и проникновения автомобилей без ДВС в повседневности. Но “зеленый свет” электрификации транспорта уже фактически дано, поэтому и предложение как энергетиков, так и операторов зарядных станций однозначно отвечать возросшему спросу. (Александр Онищенко, директор по развитию поставщиков электроэнергии, газа и энергоэффективных решений YASNO, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)