Президент Джо Байден начал крупнейшую интервенцию на энергетические рынки за последнее десятилетие. Топ-менеджмент крупнейших нефтяных компаний США – Big Oil – проявляет по этому поводу беспокойство, опасаясь, что нынешний хозяин Белого дома пойдет еще дальше, передает CNN Business.
В течение нескольких недель демократы призывали Байдена сделать нечто большее, чем просто высвободить сырье из стратегического нефтяного резерва (SPR). Они предлагали запретить американским нефтяным компаниям отгружать нефть за экспорт. Несмотря на давление со стороны законодателей из его же партии, Байден пока что воздерживается от такого радикального шага.
Однако генеральный директор Американского института нефти (API) Майк Соммерс сказал CNN, что лоббирующая интересы Big Oil влиятельная нефтегазовая группа “абсолютно” серьезно относится к риску запрета на экспорт и стремится отговорить чиновников Белого дома от этой идеи.
“Мы консолидируем все наши силы. Мы делаем все, что в наших силах”, – сказал Соммерс в ходе интервью.
Он предупредил, что запрет на экспорт нефти не только приведет к обратным результатам и взвинтит цены на бензин, но и поможет иностранным производителям, увеличив их выручку и долю на рынке.
“Это будет подарок для Путина и ОПЕК”, – сказал генеральный директор API.
Глобальный нефтяной шок
В прошлом месяце около дюжины демократов в Конгрессе призвали Байдена решить проблему высоких цен на бензин, изучив вопрос о запрете экспорта [сырой нефти].
“Запрет на экспорт сырой нефти из США увеличит предложение на внутреннем рынке и снизит давление на цены для американских семей”, – отметили законодатели в письме Байдену.
Соммерс высказал прямо противоположное мнение, утверждая, что запрет на экспорт приведет к росту цен на бензин, а не к их снижению. Он указал на то, что нефть является товаром, торгуемым на мировом рынке, и что мировой рынок зависит от тех 3 млн. барр. нефти, которые ежедневно экспортируют США.
“Это приведет к нефтяному шоку во всем мире”, – сказал Соммерс.
Между тем, давление конгрессменов на Белый дом с целью запретить американской экспорт нефти ослабло из-за падения мировых цен на “черное золото”.
После тестирования уровня в $85/барр. в середине ноября цены на нефть упали ниже $65/барр. Распродажа началась в ожидании скоординированного высвобождения стратегических резервов США, Китая и других стран. Цены упали еще больше из-за опасений, что вариант COVID-Omicron снизит спрос на энергию.
По данным Американской автомобильной ассоциации (AAA), цены на бензин также упали: в пятницу средний показатель по США составил $3,37 за галлон против $3,40 неделей ранее.
Запрет на экспорт нефти не имеет смысла
Американский институт нефти нельзя назвать независимым экспертом по экспорту жидких углеводородов, который способствует росту доходов таких членов API, как ExxonMobil и Chevron. Но не только APIи Big Oil доказывают опасность такого шага.
Многие отраслевые эксперты заявили CNN, что хотя запрет на экспорт нефти из США приведет к снижению цен на нефть в США, такой шаг одновременно повысит цену на Brent, которая считается глобальным ориентиром. И это проблема, потому что цена на бензин [в США] зависит от марки Brent, а не от WTI.
Цены на нефть марки Brent, скорее всего, вырастут, и, возможно, очень резко, потому что мировой рынок нефти потеряет доступ примерно к 3 млн. барр./сут.
Самая большая проблема заключается в том, что Соединенные Штаты не являются отдельным островом. Нефтеперерабатывающие заводы на побережье Мексиканского залива, которым уже несколько десятилетий, не могут полагаться только на американскую сланцевую нефть (она, как правило, легче, чем зарубежная нефть). Для производства бензина, дизельного топлива и авиакеросина на этих НПЗ обычно смешивают сланцевую нефть с тяжелыми баррелями, импортируемыми из Канады, Мексики, Ближнего Востока и других стран.
Эффект от выпуска SPR будет кратковременным
Глава API рассказал, что институт все еще работает с демократами в Конгрессе, чтобы доказать Белому дому, что это “действительно очень плохая идея”. Соммерс, в частности, указал на опасные последствия запрета на экспорт нефти для национальной безопасности, включая риск военного конфликта между Россией и Украиной.
Отвечая на вопрос о влиянии решения Байдена использовать SPR, Соммерс охарактеризовал выпуск нефти из стратегических запасов, как “каплю в море”, и назвал незначительным долгосрочное воздействия такого шага на мировой рынок.
Несмотря на то, что на рынке нефти может наблюдаться “краткосрочный эффект” от выпуска SPR, Соммерс заявил, что восстановление спроса и ограничения предложения предполагают, что “мы и дальше будем видеть высокие цены”.
Демократы хотят запретить экспорт СПГ
Американцы страдают не только от роста цен на бензин, но и от растущих расходов на отопление домов, отчасти вызванных всплеском цен на природный газ.
По данным Управления энергетической информации США (EIA), американские домохозяйства, которые отапливаются в основном природным газом, этой зимой в среднем потратят на 30% больше, чем прошлой. Это побудило некоторых законодателей призвать Белый дом принять жесткие меры. Так, сенатор Элизабет Уоррен в прошлом месяце разослала письма производителям сжиженного природного газа (СПГ), в которых призвала их сократить рекордные объемы экспорта в период высоких цен внутри страны.
“Такая корпоративная жадность непростительна, – написала Уоррен. – [Она] обогащает руководителей и инвесторов энергетических компаний и заставляет американские семьи изо всех сил оплачивать счета”.
Соммерс, группа которого представляет, в том числе, Cheniere и других экспортеров СПГ, сказал, что он “обеспокоен” риском запрета на экспорт сжиженного природного газа. Он указал на то, что союзники США в Европе и Азии имеют долгосрочные контракты на покупку американского СПГ, и что запрет на его экспорт вынудит их обратиться за энергоносителями к Китаю и России.
“Один из действительно хороших способов подорвать наше положение в мире – нарушить эти контракты в период высоких затрат на энергоносители”, – резюмировал Соммерс.
1 декабря контракт на поставку сжиженного природного газа на Henry hub (США) в январе торговался по $4,51/MMBtu, или примерно на уровне $161,46/тыс. куб. м. Последний раз такая цена была зафиксирована 1 сентября этого года. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)