Если раньше, когда Азербайджан только приступил к реализации проекта “Южного газового коридора, были определенные круги, которые скептически относились к возможности страны внести свой вклад в диверсификацию источников газа и обеспечение энергобезопасности Европы, то на сегодняшний день ситуация кардинально изменилась.
В условиях критической зависимости Евросоюза от импорта газа и нефти, Азербайджан фактически превратился в одного из немногих надежных поставщиков энергоресурсов. И возможности ЮГК для увеличения своей роли только растут.
Все больше стран Европы выражают заинтересованность в поставках азербайджанского газа. Так, замглавы итальянского МИД Манлио Ди Стефано заявил, что Трансадриатический трубопровод (TAP) позволил Италии смягчить последствия роста цен на энергоносители, в связи с чем планируется увеличить поставки природного газа по TAP до 10 миллиардов кубометров в год. По его словам, TAP поможет снизить зависимость от российского газа. Нужно отметить, что за счет поставок газа по TAP Италии удалось не только удовлетворить внутренний спрос, но и экспортировать некоторые объемы голубого топлива. Так, в последний день 2021 года Италия продала другим странам 20 миллионов кубометров газа.
Министр экономики Северной Македонии Крешник Бектеши отмечал, что “Южный газовый коридор” повысит ликвидность на рынке Северной Македонии. Построив газовый интерконнектор с Грецией, Северная Македония намерена подключиться к TAP. Министр иностранных дел и торговли Венгрии Петер Сийярто заявлял, что азербайджанский газ является самым актуальным и реальным источником для диверсификации. По его словам, Венгрия рассчитывает начать закупку газа у Азербайджана к концу 2023 г. На днях в беседе с корреспондентом ТАСС молдавский эксперт в области энергетики Андрей Дамашкан, комментируя переговоры по вопросам энергетики, которые провел на этой неделе в Баку вице-премьер, министр иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Николай Попеску, отметил, что Молдова также может получить азербайджанский газ через Трансбалканский трубопровод, который проходит через Болгарию и Румынию. О готовности ЕС сотрудничать с Азербайджаном в вопросе поставок газа в регион Западные Балканы, заявлял и посещавший с визитом Баку комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Оливер Вархели.
Отметим, что с момента ввода в эксплуатацию и по 31 декабря 2021 года по европейскому участку ЮГК – TAP в Европу было поставлено 8,1 миллиарда стандартных кубометров газа, вместо предполагаемых пяти. Азербайджан как новый игрок на рынке газа проявил себя с лучшей стороны. Он полностью и даже с опережением выполнил все заявки от европейских потребителей. Как недавно писало известное российское издание “Росбалт”, “за время функционирования ЮГК и экспорта газа на европейские рынки Азербайджан зарекомендовал себя надежным партнером и сумел в короткие сроки нарастить экспорт газа, в том числе на европейский рынок”. Поэтому неудивительно, что для предотвращения углубления газового кризиса европейские страны обращаются для увеличения поставок именно к нашей стране.
Учитывая не самые благоприятные прогнозы по энергетическому рынку, число желающих будет только расти. Согласно прогнозу британской аналитической компании Oxford Economics, газ в европейских странах в 2022 г. будет стоить намного дороже, чем ожидалось ранее. Прогнозы по газу и нефти были повышены на 53% и 19% соответственно. Эти изменения привели к значительной корректировке оценок инфляции в еврозоне. Новый прогноз предполагает инфляцию в среднем на уровне 3,9% в 2022 году по сравнению с предыдущей оценкой в 2,5%.
И наша страна готова к расширению поставок. Уже анонсировано, что в этом году экспорт по ЮГК в Европу увеличится до 10 млрд. кубометров. Как отмечал президент Азербайджана Ильхам Алиев, в 2023 г. мы можем довести поставки газа в Европу до 11 млрд. куб. м. А всему миру уже известно, что слова руководства Азербайджана равны официально подписанным документам. Такая репутация зарабатывалась давно. Еще с момента реализации транснациональных проектов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум. За этот период никогда не было каких-либо перебоев в поставках, условия контракта не нарушались, не было и никакой политической повестки дня за энергетической политикой.
Помимо подтвержденных запасов газа в Азербайджане, составляющих 2,6 триллиона кубометров, а также крупнейшего месторождения Шахдениз (1 триллион), есть и другие источники. В частности, на Абшероне – крупнейшем газоконденсатном месторождении на Каспии – предположительно через год начнется промышленная добыча “голубого топлива”. Для начала – порядка 1,5 млрд. кубометров в год. Запасы месторождения Бабек оцениваются в 400 млрд. кубометров, Умид – в 200 млрд. Сотни миллиардов обещает и глубоководная часть давно эксплуатируемого блока “Азери-Чираг-Гюнешли”. То есть потенциал для роста поставок газа в Европу есть, как и для удовлетворения растущих внутренних потребностей, в том числе на освобожденных от оккупации территориях.
Не стоит забывать и о крупном нефтегазоконденсатном месторождении Достлуг, которое Азербайджан будет разрабатывать совместно с Туркменистаном, а также планируемом Транскаспийском газопроводе, который должен связать город Туркменбашы в Туркмении с Баку в Азербайджане. В Азербайджане трубопровод присоединится к Южно-Кавказскому газопроводу (Баку – Тбилиси – Эрзурум), а через Трансанатолийский газопровод (TANAP) и к Трансадриатическому газопроводу (TAP) до Италии.
В перспективе рассматривается также возможность подключить в сеть газопровод из месторождения Тенгиз в Казахстане.
Безусловно, реализация таких масштабных проектов приносит нашей стране не только большую финансовую прибыль, но и значительно увеличивает ее геополитическую значимость. Все это позволило существенно повысить значимость нашей страны во время переговоров по самым разным вопросам повестки дня. Сегодня Азербайджан играет важную роль на мировой энергетической арене. Наша страна, давно и прочно закрепившая за собой статус регионального лидера, наращивает свой авторитет далеко за его пределами. Проекты, инициированные Азербайджаном, формируют энергетическую карту региона и Европы. Таким образом, от мнения официального Баку стало зависеть очень много, теперь уже и для Европы. (Eenergy.media/Энергетика Украины и мира)