Заоблачно высокие цены на нефть, сформировавшиеся из-за угрозы потенциального запрета на им-порт российской нефти, могут вынудить правительства вкладывать больше денег в субсидии на иско-паемое топливо. Это позволит оградить потребителей от растущих счетов за энергию, но ограничит инвестиции в борьбу с изменением климата, пишет Reuters.
Еще до вторжения РФ в Украину рост цен на энергоносители вызвал волну субсидий в ископаемое топливо. Это произошло несмотря на то, что многие страны согласились ограничить такие субсидии во время ноябрьской климатической конференции COP26.
“Последнее, что хотят делать правительства, – это увеличивать какие-либо субсидии на использова-ние ископаемого топлива, но они должны быть чувствительны к ценовому шоку, – сказал Бен Кэхилл, старший научный сотрудник Программы энергетической безопасности и изменения климата в Центре стратегических и международных исследований (CSIS). – Это экономическая проблема, с которой мы должны иметь дело сегодня”.
Нефть взлетела примерно до $140/барр., поскольку Соединенные Штаты и Европа оценивают введе-ние запрета на импорт российской нефти в рамках мер против РФ в связи с ее вторжением в Украину.
Нефть уже выросла в прошлом году, поскольку спрос восстановился после спада пандемии, а пред-ложение оставалось ограниченным, что усугубило многолетний высокий уровень инфляции.
Цены на уголь и природный газ также близки к историческим максимумам.
Правительства используют налоговые льготы, ценовые ограничения и другие меры, направленные на то, чтобы помочь потребителям справиться с огромным скачком цен на энергоносители.
Международное энергетическое агентство (МЭА) заявило, что из-за пандемии спрос на ископаемое топливо в 2020 г. резко сократился. В результате субсидии на его потребление во всем мире упали до рекордно низкого уровня в $180 млрд. Это почти вдвое меньше, чем годом ранее. Но когда спрос и цены снова пошли вверх, субсидии выросли.
В ноябре МЭА прогнозировало, что по итогам 2021 г. отраслевые субсидии вырастут самым высоким годовым темпом за всю историю и составят $440 млрд. При этом окончательная цифра, безусловно, будет выше.
МЭА ожидает, что возобновляемые источники энергии получат $42 млрд. в виде государственных расходов на восстановление экономики во всем мире. В основном эти средства будут направлены в солнечную и морскую ветряную энергетику.
Опасаясь разозлить нуждающийся в деньгах электорат, политики в основном прибегают к выделению государственных средств на решение проблемы повышения цен на энергоносители в виде субсидий.
“Мысли большинства политиков ограничены рамками избирательных циклов, – сказал Эльчин Маме-дов, вице-президент по исследованиям ESG в MSCI. – Поэтому они скорее откажутся от реальных дел и отдадут предпочтение победе в голосовании, субсидируя ископаемое топливо, а не меры по борьбе с изменением климата”.
Япония увеличила субсидии на бензин для дистрибьюторов нефти в рамках чрезвычайной програм-мы, чтобы компенсировать оптовикам нефти их затраты. Швеция стремится снизить налоги на бензин и дизельное топливо, снизив цены на АЗС примерно на 5 центов за литр, сократив налоговые поступ-ления в 2022 году примерно на $257 млн. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания и ряд других стран ввели ограничения на повышение цен на электроэнергию.
Сложный переход
“Постоянное преобладание налогов и регулируемых цен, которые благоприятствуют ископаемому то-пливу, значительно усложняют путь к устойчивому энергетическому будущему”, – говорится в ежегод-ном обзоре мировой энергетики МЭА.
В странах с формирующимся рынком часто используются субсидии для снижения цен на топливо, чтобы избежать общественного гнева по поводу роста счетов за электроэнергию.
Правительство Нигерии, которому предстоят выборы в следующем году, в прошлом месяце отказа-лось от обещания прекратить субсидирование бензина, несмотря на растущий бюджетный дефицит. В прошлом году Индонезия выделила 83,79 трлн. рупий ($5,9 млрд.) на топливо и канистры для домаш-ней кухни. Это более чем на 75% больше, чем в 2020 г.
“Текущий рост цен на ископаемые энергоносители, вероятно, вызовет увеличение субсидий на иско-паемое топливо, – сказала Лурдес Санчес, старший советник по вопросам политики Международного института устойчивого развития в Женеве. – В 2020 г. была возможность реформировать многие суб-сидии. Некоторые страны, такие как Индия, сделали это, но очень немногие государства пошли по та-кому пути и вместо этого поддержали отрасль ископаемого топлива”.
Индия сокращает топливные субсидии с 2017 г., вводя более высокие налоги на топливо и разрешив рыночные цены. Но в ноябре 2021 г. правительство обратилось к государственным нефтяным компа-ниям с просьбой заморозить цены на топливо.
Альтернативы не будет
Вашингтон до сих пор воздерживался от прямых санкций против российской нефти, хотя Белый дом и заявил, что такой шаг обсуждается. Но это может привести к повышению цен на бензин для амери-канцев.
Белый дом и лидеры демократов в Конгрессе в прошлом месяце начали обсуждение вопроса о приос-тановке федеральных налогов на бензин, чтобы компенсировать и без того растущие цены.
Майкл Зер, советник по федеральным делам в Consumer Energy Alliance, сказал, что у политиков есть “мало хороших вариантов” для удовлетворения растущего спроса, который еще предстоит удовлетво-рить за счет более чистых видов топлива, и что более высокие счета за топливо не привели к перехо-ду на возобновляемые источники энергии.
“Простое обращение к потребителям, у которых нет выбора, не привело к переходу на менее углеро-доемкие источники, – сказал Зер. – Это привело к переходу на более углеродоемкие источники”.
Однако некоторые аналитики утверждают, что в долгосрочной перспективе скачок цен может стать катализатором отказа от ископаемого топлива.
“Со временем более высокий спрос побудит правительства и предприятия инвестировать в продукты с низким содержанием углерода, что, в свою очередь, сделает потребителей менее зависимыми от ископаемого топлива и колебаний цен на него”, – сказал экономист и директор департамента ESG Ту Нгуен из налоговой и аудиторской фирмы RSM Canada.
Илон Маск, генеральный директор компании Tesla, неожиданно заявил, что миру нужно немедленно увеличить добычу нефти и газа. Он подчеркнул, что чрезвычайные времена требуют чрезвычайных мер. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)