Казахстан экспортирует большую часть своей нефти в Россию. Покупателей это беспокоит.
Казахстан может столкнуться с экономическим кризисом, т.к. война в Украине поставила под угрозу экспорт нефти, на долю которой приходится около 14 процентов ВВП и 57 процентов экспорта.
Основная часть экспортных поставок осуществляется по трубопроводу, который пролегает от место-рождения на западе Казахстана через юг России к нефтеналивному терминалу в Новороссийске, рас-положенному на черноморском побережье России. Пропускная способность трубопровода, принадле-жащего Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), составляет около 60 миллионов тонн в год.
Новороссийск расположен всего в 200 километрах от украинского порта Мариуполь, где сейчас идут ожесточенные бои. По этой причине нефтеналивным танкерам положена “страховая премия за стра-хование от военных рисков”, сумма которой, по данным американского информагентства S&P Global Platts, достаточно высока, что является сдерживающим для покупателей фактором с момента начала российского вторжения в Украину в прошлом месяце.
По имеющейся у Platts информации, грузоперевозчики отменяют заранее сделанные заказы на танке-ры для перевозки нефти из Новороссийска.
Одним из основных пунктов назначения экспортируемой с терминала нефти является украинский порт Одесса, откуда она поступает в трубопроводную сеть Европы. Поскольку ожидается, что в ближайшие дни Одесса подвергнется российским бомбардировкам, этот маршрут практически закрыт.
Добыча на гигантском Тенгизском месторождении Казахстана, эксплуатируемом компанией Chevron, и прокачка нефти по трубопроводу КТК продолжаются в штатном режиме, хотя по причине “военного риска” цена на казахстанскую нефть упала, несмотря на то, что мировые цены на нефть взлетели до самого высокого уровня с 2008 года.
К сожалению для Казахстана, риск не ограничивается физической опасностью, которую представляет конфликт.
Около 10 процентов нефти, прокачиваемой по трубопроводу КТК, поступает с месторождений в рос-сийском секторе Каспия и смешивается с казахстанской нефтью. В условиях, когда США ввел, а ЕС рассматривает запрет на импорт российской нефти, покупатели рискуют остаться с полным нефти танкером без возможности ее куда-либо доставить.
Проблемы могут возникнуть и с правом собственности на трубопровод. Оператором российского уча-стка является КТК-Р – базирующаяся в Москве компания, в то время как сам трубопровод принадле-жит консорциуму, в котором российской государственной компании “Транснефть” принадлежит 24 процента акций, а дочерним компаниям попавших под санкции российских нефтяных гигантов “Лу-койл” и “Роснефть” – еще 20 процентов. В настоящее время неясно, станет ли это причиной включе-ния трубопровода в санкционный список.
Поток казахстанской нефти в Новороссийск может еще и продолжается, но резервуары терминала не безразмерные и способны вместить объем, прокачиваемый на протяжении всего нескольких дней при полной загрузке трубопровода. Как только они заполнятся, поток придется остановить, что, в свою очередь, приведет к сокращению добычи нефти на казахстанских месторождениях.
Казахстан располагает альтернативными маршрутами экспорта, но ни один из них не сможет компен-сировать потери, понесенные в случае остановки КТК.
До четверти казахстанской нефти экспортируется по другим российским трубопроводам, включая 4000-километровую сеть “Дружба”, которая снабжает нефтеперерабатывающие заводы в Восточной Европе и дальше на запад до Германии, хотя и этот маршрут может быть закрыт, если ЕС примет ре-шение запретить импорт нефти из России.
У Казахстана есть еще один экспортный маршрут доставки на востоке – трубопровод в Китай, способ-ный перекачивать 20 миллионов тонн в год, что составляет около трети мощности КТК.
Этот трубопровод используется также для транспортировки нефти с российских месторождений, и в случае если их разработка будет приостановлена, высвободятся мощности для экспорта казахстан-ской нефти.
Другим вариантом для казахстанских производителей нефти может стать трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, пролегающий из Азербайджана через Грузию в Средиземное море Турции, по которому уже транспортируется часть казахстанской нефти.
Данный маршрут с максимальной пропускной способностью 50 млн. т в год, призванный транспорти-ровать нефть на танкерах через Каспий в Баку, является логистически более сложным и, следова-тельно, более дорогим в использовании, чем трубопровод КТК.
Тем более что с января 2021 года Анкара повысила плату за транзит с 0,55 доллара за баррель до 1,50-2,00 доллара за баррель. Причина повышения цен неясна, но объем нефти, прокаченный через линию в прошлом году, снизился примерно на 4 процента по сравнению с 2020 годом (несмотря на рост спроса на нефтепродукты в связи с ослаблением пандемии COVID-19) и на 22 процента по срав-нению с 2018 годом.
По данным турецкого государственного оператора трубопровода Botas, который управляет турецким участком БТД, в прошлом году объем прокачанной по линии нефти составлял всего 55 процентов от пропускной способности, а это значит, что остались не задействованы 22,5 миллиона тонн мощности – достаточно для значительной части казахстанского экспорта, который в настоящее время направля-ется в Новороссийск.
4 марта Азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR, которая является основным акционером БТД, осуществляющим транзит казахстанской нефти, отметила, что “в настоящее время” не планируется транспортировать никакие дополнительные объемы казахстанской нефти.
Контроль над перекачиванием экспортируемой нефти из одного трубопровода в другой, вероятно, бу-дет сопряжен с юридическими, коммерческими и логистическими сложностями; значительного увели-чения объемов прокачиваемой по БТД казахстанской нефти невозможно достичь в одночасье.
Однако существует еще одна сложность.
Согласно компании BP, которая является еще одним крупным акционером БТД, прокачиваемую по этой линии казахстанскую нефть компания SOCAR смешивает с другими сортами нефти, поступаю-щими из Туркменистана и России.
Ни SOCAR, ни BP не ответили на запросы о дополнительных комментариях.
На сегодняшний день Азербайджан, Грузия и Турция, через территорию которых пролегает трубопро-вод, заявили об отказе вводить какие-либо собственные санкции против Москвы. (Дэвид Оберн, Russian.eurasianet.org/Энергетика Украины и мира)