Чернобыльская АЭС, захваченная русской армией, была обесточена в результате боевых действий. В настоящее время системы безопасности поддерживают с помощью дизельных генераторов, но топли-ва у них хватит всего на двое суток, сказал в интервью BBC и. о. генерального директора станции Ва-лерия Сейда.
Директор говорит, что полное отключение может привести к выбросу радиации в атмосферу. МИД Ук-раины призывает мировое сообщество вынудить Россию прекратить огонь для срочного ремонта на станции.
Однако Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило, что отключение электриче-ства не несет серьезных угроз.
Насколько ситуация на станции опасна и риск новой катастрофы
Что говорит директор Чернобыльской АЭС
9 марта исполняющий обязанности генерального директора Чернобыльской атомной электростанции Валерий Сейда сказал в интервью BBC News Украина, что из-за боевых действий станция осталась без электричества.
“Если питание не будет восстановлено в течение 48 часов, мы полностью потеряем все системы и оборудование на нашей площадке”, – сообщил он.
По его словам, без электричества работники не смогут контролировать систему радиационного кон-троля и вентиляции, а также отопление, водоснабжение и пожарные системы.
Российские войска захватили Чернобыльскую АЭС в первый день вторжения в Украину.
С тех пор работники станции не могут покинуть ее – они живут на станции последние две недели. Все перемещения, в частности между объектами на территории, должны согласовываться с российскими военными.
Чернобыльскую АЭС, потерпевшую крупнейшую в истории ядерную катастрофу 1986 года, закрыли в 2000-м. Однако на объекте все еще работают более двух тысяч человек, поддерживающих АЭС в безопасном состоянии.
В настоящее время обеспокоенность ученых вызывает хранилище отработанного ядерного топлива. Это система влажного хранения отработанных материалов из реакторов, которая должна постоянно охлаждаться и в случае отключения электричества ядерные отходы начнут нагреваться.
Если АЭС останется без электричества долгое время, предупреждает директор ЧАЭС, может про-изойти выброс радиации в атмосферу.
“Возможно, не в таком масштабе, как это было впервые, но все равно – [это чревато] выходом радио-активности за барьеры, установленные проектом”, – сказал Сейда.
Восстановить электроснабжение должны работники Укрэнерго, однако из-за боевых действий они не могут начать работу, заявил Сейда: “Мы организовываем связь с захватчиками, чтобы договориться о возможности коридоров, но пока через пять дней ситуация с места не сдвинулась, вокруг бои “.
Также 9 марта руководитель ГП НАЭК Энергоатом Петр Котин заявил, что Чернобыльская АЭС дос-тигнет критической температуры через семь суток после отключения электричества.
Однако Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) не видит причин для критических нарушений безопасности. В агентстве заявили, что даже без электричества Чернобыль не угрожает новым выбросом радиации.
Руководитель МАГАТЭ Рафаэль Гросси признал, что отключение электричества нарушает ключевой принцип безопасности – бесперебойное электроснабжение. При этом МАГАТЭ в своем заявлении от-мечает, что на станции достаточно охлаждающей воды для отработанного ядерного топлива.
“Учитывая срок, прошедший со времени катастрофы на ЧАЭС в 1986 году, тепловая нагрузка бассей-на для отработанного топлива и объем охлаждающей воды на ЧАЭС достаточны для эффективного отвода тепла без необходимости подачи электроэнергии”, – говорится в заявлении МАГАТЭ.
Однако не все согласились с этой оценкой. Заявление МАГАТЭ подверг критике Бальтазар Линдауэр, директор департамента ядерной безопасности Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Крайне удивительно делать такое заявление без доступа к данным, местным экспертам или месту событий. Кроме того, последний блок в Чернобыле прекратил работу в 2000 году, поэтому не все топ-ливо относится к 1986 году, как следует из текста заявления”, – написал Линдауэр в ответ на твиты МАГАТЭ.
ЕБРР активно спонсирует, разрабатывает и поддерживает проекты консервации Чернобыльской АЭС, в частности, в сотрудничестве с МАГАТЭ.
Что говорят другие эксперты?
В разговоре с BBC профессор экологии Портсмутского университета Джеймс Смит, изучающий по-следствия Чернобыльской аварии, заявил, что риски новой катастрофы невелики.
“Я не видел ничего, чтобы указывало на риск серьезного выброса радиации. Насколько мне известно, отработанное топливо в Чернобыле – старое, ему более 20 лет, и оно не выделяет тепло так, как све-жие отходы”, – сказал Смит.
Однако ученый подтвердил, что риск повышения радиации на самой станции существует, и находя-щиеся там люди могут испытать серьезное облучение.
В среду британский Центр научной информации опубликовал подборку мнений специалистов .
Отключение ЧАЭС от электричества может привести к перегреву реактора, однако угрозы новой Фуку-симы нет, считает Тони Рулстон из Кембриджского университета. “Однако это крайне нездоровая си-туация как для персонала атомной станции, так и для районов вокруг нее”, – добавляет он.
Профессор Бристольского университета Том Скотт поддержал позицию МАГАТЭ – он считает, что си-туация не представляет особой опасности даже в случае отключения электричества.
Но Клэр Коркгилл из Шеффилдского университета описала несколько опасных сценариев.
В первом и третьем реакторе вода, в которой хранятся ядерные отходы, может начать испаряться, поражая радиацией здания, считает Коркгилл. Она также отметила риски, связанные с отключением систем контроля и вентиляции четвертого реактора.
Из-за отсутствия электричества могут быть уничтожены результаты программы вывода ЧАЭС из экс-плуатации, которая стоила 1,5 млрд. евро, добавила она.
Профессор Имперского колледжа Лондона Джеральдин Томас считает, что угрозы атомной катастро-фы нет – по крайней мере, для Запада. “В маловероятном случае выброса радиации он ограничится территорией близлежащих районов и не будет рисковать для Западной Европы – радиоактивного об-лака не возникнет”.
Однако Линдауэр из ЕБРР раскритиковал специалистов , которые не соглашаются с директором стан-ции и работавшими на ней учеными: “Я совершенно поражен самопровозглашенными экспертами, которые объявили Чернобыль безопасным – с безопасного расстояния… отключения любого атомного объекта от питания – серьезный риск”. (Украинская служба Би-Би-Си/Энергетика Украины и мира)