После варварских обстрелов Россией украинских нефтебаз, АЗС и производителей топлива власти стараются удержать баланс потребления топлива в стране. УНИАН попытался разобраться, каким будет новый рынок топлива в Украине и что в ближайшее время будет с ценами на бензин и дизель?
Варварская война России против нашей страны продолжается уже полтора месяца. И всем в мире становится понятно, что дикая орда хочет стереть украинский народ с лица Земли. Для этого рашисты убивают украинских граждан, атакуют дома, больницы, железнодорожные вокзалы, продовольственные склады, зернохранилища и топливные нефтебазы.
Одной из целей оккупантов является создание проблем с доступом к топливу, чтобы снизить возможности доблестной украинской армии, сорвать аграриям посевные работы, и таким образом создать продовольственный кризис в Украине и странах Европы.
Трусливая и подлая русская армия и ее безумный кремлевский вождь, столкнувшись с героизмом украинских защитников и всего нашего народа, с треском провалили планы по захвату Киева, центральной и северной Украины. Теперь агрессорам стоит приготовиться к такому же позорному провалу их новой цели. Никаких шансов на топливную блокаду Украины у дикой орды с севера нет.
Украинцы уже показали, что кризисные ситуации только сплачивают нас и позволяют находить новые решения. К разрушению хранилищ с топливом и предприятий отрасли украинское общество и власти подошли прагматично.
Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что несмотря на определенный дефицит топлива из-за вражеских обстрелов нефтебаз и временных логистических разрывов, стране удается сохранять баланс обеспечения горючим.
“Сейчас враг разбил часть наших баз хранения горючего, поэтому наблюдается кое-где дефицит, но мы видим баланс обеспечения страны горючим. Могут быть логистические разрывы, но мы понимаем, сколько необходимо в общем, мы в тесном сотрудничестве с поставщиками, сотрудничаем с “Укрзализныцей”, с Министерством обороны, и ясно видим баланс горючего, которое нужно нашей стране”, – сказал глава правительства.
Для поддержки национального рынка нефтепродуктов Кабинет министров отменил акциз и снизил налог на добавленную стоимость, что помогло снизить цену на топливо.
“Мы забрали полностью акциз из горючего из бензина и с дизеля и снизили НДС с 20 процентов до семи. Когда это решение вступило в силу, почти на 10 грн. упала цена на горючее на заправках”, – сказал премьер-министр.
Глава правительства отметил, что несмотря на определенный дефицит горючего, потребности военнослужащих в горючем полностью удовлетворены. Следующим приоритетом является удовлетворение потребностей аграриев для проведения посевных работ, и лишь в конце этой цепочки справедливо стоят украинские автомобилисты.
Новый рынок топлива
За эти полтора месяца войны враг уничтожил два десятка нефтебаз, нанес удар по единственному работающему в Украине нефтеперерабатывающему заводу в Кременчуге, а также разрушил приблизительно тридцать АЗС.
Участники рынка топлива назвали атаку на Кременчугский НПЗ ожидаемой и неизбежной. Предприятие было одним из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий в Европе, а как известно, оккупанты стараются нанести нам максимальный ущерб.
Однако, не будем забывать, что завод сумел проработать почти сорок дней войны. Остановка завода была предопределена еще и нехваткой сырья: две трети поставлялось по морю, которое отрезано из-за морской блокады Украины. Последние несколько недель предприятие работало на остатках нефти еще с февральских поставок.
Эксперт “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн сказал, что первые из атакованных врагами топливных объектов имели определенные запасы, а те, по которым ударили в марте, в большинстве своем были уже пустыми.
“Рынок не остановился, но вынужден переформатироваться. Никаких запасов, работаем с колес”, – сказал он.
Очевидно, что национальный топливный рынок сейчас должен принять ряд нестандартных решений, наладить более сложные и дорогие логистические цепочки, связывающими украинский и европейский бизнес.
Также потребители должны быть готовы к временной нехватке некоторых продуктов на топливном рынке. Выбор марок бензинов и дизеля не будет большим, как раньше, а ситуация с автогазом будет особенно сложной.
“Я не думаю, что мы вернемся к временам, когда у нас будет полная стела из нескольких марок бензинов или дизтоплива. Что касается 92-го бензина, то его вообще больше не будет у нас. Его не производят в Европе. По газу ситуация сложная. Его остатки тоже небольшие были, мы, скажем так, их уже доедаем”, – отметил Куюн.
Эксперт также добавил, что сжиженный газ стал относительно дорогим, поэтому нашим автомобилистам лучше не переводить на газ свои машины.
Украина сейчас эффективно и оперативно налаживает поставки бензина марки А-95 и дизеля из Румынии, Молдовы, Польши, Словакии, Литвы, Германии, Австрии и других европейских стран.
В довоенное время львиная доля бензина и дизельного топлива в Украину поступала из России и Беларуси. С началом боевых действий все поставки из вражеских государств полностью прекратились. И очевидно, как минимум, до смены власти в странах агрессорах уже не возобновятся.
Упрощение госрегулирования цен
Участники рынка и эксперты сходятся во мнении, что для быстрого налаживания поставок топлива из Европы на наш рынок необходима отмена государственного регулирования цен на бензин и дизельное топливо.
Дело в том, что введенная до войны норма об установлении Министерством экономики граничных цен на горючее, в новых условиях не позволяет компаниям окупить затраты на сложную транспортировку.
Эксперт Сергей Куюн считает, что в этой ситуации, когда привычные источники топлива заблокированы, требуется больше бензовозов, которые могут привозить горючее напрямую из-за границы. Нужно, чтобы каждый владелец бензовоза имел возможность выехать за границу, купить топливо и вернуться в страну.
“Я знаю уже три региональные сети, которые за последние дни остановили свободную продажу топлива, потому что его себестоимость выше установленных цен. Даже крупные игроки вынуждены дополнительно ограничивать реализацию, потому что “на пистолете” уже новые партии горючего, тоже не попадающее в установленный ценовой коридор”, – отметил Куюн.
При таком раскладе, потребители могут остаться без горючего, а топливный бизнес будет вынужден сокращать персонал. Конечно, никого такая перспектива не прельщает.
По словам эксперта, дизельное топливо в оптовой закупке стоит 38-44 грн. за литр, а регулируемая цена на заправках порядка – 37,42 гривни. Импортное горючее сейчас контрактуют преимущественно крупные сетевые компании. Но даже со своими возможностями и опытом им не всегда удается вписаться в установленные правительством ценовые рамки.
А что уже говорить о небольших региональных компаниях: для них поставки оборачиваются серьезным минусом. А без них наполнить украинский рынок ресурсом будет очень сложно.
Свободное ценообразование позволит снять с поставщиков коммерческие риски. В связи с этим, можно зафиксировать текущую регулируемую наценку в размере 4,5 и 5 грн. за литр бензина и дизельного топлива, но не к регулируемой искусственно определенной себестоимости, как сейчас, а к фактической цене, которую несложно установить по документам.
“Это позволит даже небольшим игрокам начать самостоятельно импортировать и работать каждому на своем маленьком фронте. Продавать аграриям, запускать станции, платить заработную плату и налоги”, – считает эксперт.
Государственное регулирование цен работает, когда рынок насыщен горючим. Сейчас в Украине наблюдается контролируемый дефицит. Соответственно, правительству стоит как можно быстрее изменить свои подходы к регулированию ценообразования на топливном рынке. От этого выиграют все его участники.
Ждать ли рост цен на заправках?
Очевидно, что отмена граничных цен приведет к определенному росту цен на бензин и дизельное топливо. Но на это есть объективная причина: война кардинально изменила нашу жизнь и многие реалии. Для создания нового национального рынка топлива необходимо учитывать и европейские цены, и более сложный и дорогой транспортный путь из Европы.
Также важно, чтобы цены не росли в результате желания бизнеса вернуть себе довоенные прибыли. Впрочем, украинские поставщики топлива пока успешно проходят “проверку на патриотизм” и действуют в интересах страны и граждан.
Эксперты считают, что новый подход к ценообразованию не означает, что сети АЗС бесконтрольно взвинтят стоимость бензина и дизтоплива для потребителей.
В отличие от монополизированных российского и белорусского рынков, украинский – насчитывает сотни игроков. Если кто-нибудь будет сильно отличаться своими ценниками, то будет иметь дело с местными администрациями и с обостренным ощущением справедливости у водителей. Вряд ли кто-нибудь захочет рисковать. В такое время необоснованное повышение цен на ресурсы первой необходимости приравнивается к мародерству.
“Через месяц – полтора рынок встанет на новые рельсы, прорубит новые маршруты, и можно будет возвращаться к госрегулированию, если оно еще потребуется. Решение о дерегуляции – непростое. А разве сегодня есть простые решения?” – считает эксперт “Консалтинговой группы А-95” Куюн.
Простых решений в сложное военное время действительно ожидать не стоит. Но также не стоит бояться перемен, поскольку жизнь требует от нас быть гибкими, смелыми и изобретательными. Украина уже использует новации, вводя мобильные системы хранения топлива. В ход пошли даже нестандартные тканевые резервуары, созданные специально для горючих материалов.
Нет сомнения, что наша страна сможет справиться и с этим вызовом и в ближайшие дни и недели с помощью наших европейских партнеров наладит надежные каналы поставок бензина и дизельного топлива из стран Евросоюза. И решение этой проблемы приблизит нашу великую Победу и станет основой налаживания мирной жизни. (Анна Бредихина, УНИАН/Энергетика Украины и мира)