Обвал национальной энергосистемы был одним из планов агрессии России против Украины. Мы сломали этот план. Комментарий Германа Галущенко, министра энергетики Украины.
Обвал национальной энергосистемы во время отопительного сезона был одним из планов полномасштабной агрессии российской федерации против Украины.
Кремль использовал широкий спектр средств: от блокирования поставок угля по железной дороге до кибератак и фейков о блекаутах, которые якобы должны были произойти зимой.
Была задействована армия “экспертов”, предсказывавших срыв отопительного сезона.
Впрочем, за окном середина апреля и отопительный сезон 2021-2022 гг. в Украине успешно завершен. Более того, украинская энергосистема уверенно проработала почти месяц в изолированном режиме, и теперь синхронизирована с энергосистемой континентальной Европы ENTSO-E.
Мы поломали планы путина в сфере энергетики – так же, как наша армия и общество поломали его планы “блицкрига”.
Отопительный сезон 2021-2022 гг. Накануне
Этот отопительный сезон стал беспрецедентным по сложности и вызовам для энергетики и энергетиков, но обычным для граждан.
Не было ни веерных отключений электрической энергии, ни перерывов в тепло- или газоснабжении потребителей из-за нехватки энергоресурсов, ни роста коммунальных платежей, как пугали откровенные провокаторы.
Около девяти месяцев команда Минэнерго вместе с другими органами власти и всем топливно-энергетическим комплексом Украины работали в режиме 24/7, оперативно принимая и реализуя необходимые решения.
Даже в спокойные времена для сектора электроэнергетики осенне-зимний период (ОЗУ) особенный, поскольку растут спрос на электроэнергию и нагрузку на генерацию (с 360-380 млн. кВт-ч летом до 480-500 млн. кВт-ч зимой).
Также растет “цена ошибки”. Отсутствие электроснабжения летом приносит неудобства и экономический ущерб, а зимой – чревато жизнеобеспечением людей. Поэтому для энергетиков подготовка к следующему отопительному сезону начинается почти сразу после завершения предыдущего.
Однако во время этого ОЗУ мы видели тревожные сигналы “с востока”. Мы были уверены, что Россия сделает все, чтобы сорвать работу энергосистемы Украины в изолированном режиме, запланированную на зиму 2022 г.
Поэтому Минэнерго разработало, а Кабмин утвердил план прохождения отопительного сезона на полтора месяца раньше обычного: в начале лета.
Битва за уголь
В контексте подготовки к отопительному сезону речь шла прежде всего о нивелировании рисков возможного недостаточного запаса угля на складах теплоэлектростанций и теплоэлектроцентралей. В чем они проявлялись?
На объемы угля, с которыми тепловая генерация входит в ОЗУ, влияют три фактора: уровень запасов, с которыми ТЭС и ТЭЦ вышли из предыдущего отопительного сезона, объемы расходов и поставки угля весной и летом. Стартовые позиции по всем этим параметрам были рисковыми.
С предыдущего отопительного периода уголь остался мало. На это повлияли и технические, и метеорологические и экономические факторы.
В апреле 2021 г. на складах ТЭС мы имели 478 тыс. т, что существенно меньше минимально гарантированных показателей. Кроме того, существенно выросла задолженность на рынке электроэнергии. В частности, ОАО “Центрэнерго” задолжало НАК “Нафтогаз” за потребленный газ около 1 млрд. грн., долги НЭК “Укрэнерго” перед “Центрэнерго” на балансирующем рынке выросли на 640 млн. грн.
Ситуация дополнительно усложнилась ценовым ралли на первичные энергоносители на мировых рынках. Цена на газ начала расти с мая и в итоге повысилась почти в четыре раза: с 9,3 грн. за куб. м до 33,6 грн. за куб. м. Тонный уголь с мая по октябрь подорожал в два-три раза: с 2,3 тыс. грн. до 6,4 тыс. грн.
Кроме того, в ноябре 2021 г. Россия заблокировала поступление по железной дороге угля со своей территории и транзитные поставки из Казахстана. Учитывая эти факторы, 18 октября 2021 мы имели 753 тыс. т угля. Это позволило энергосистеме работать и дало время для быстрого накопления топлива.
В условиях угольной блокады со стороны России Минэнерго совместно с Мининфраструктуры, “Укрзализныцей”, Администрацией морских портов и энергогенерирующими предприятиями диверсифицировало источники и пути снабжения.
Впервые энергетический уголь импортировался морским путем в следующих объемах: более половины импортируемого во время ОЗУ угля поступило морем. С ноября 2021 года в Украину поступило 18 судов (1,424 млн. тонн), а с декабря по февраль происходило ежемесячное системное накопление угля на складах.
К тому же наша потребность в угле этого отопительного сезона была выше, поскольку мы нуждались в резервах тепловой генерации для работы энергосистемы в изолированном режиме. Однако мы закончили отопительный сезон с запасами на уровне 1,45 млн. тонн, втрое превышающими прошлогодние.
Газ как оружие
Европа уже понимает, что российский газ – это не энергоноситель, а геополитическое оружие. В европейских обществах, в частности немецком, ведутся дискуссии по поводу того, как могла возникнуть такая энергетическая зависимость ЕС от России.
Для нас “военное” назначение российского газа было очевидно давно. Мы часто предупреждали об этом мир, в том числе – в контексте “Северного потока-2”.
В течение этого отопительного сезона Россия снова использовала газ как инструмент шантажа. Транзит через газотранспортную систему Украины в 2021 г. составил 41,6 млрд. куб. м – на 25,4% меньше, чем в 2020 г.
Всего в 2021 г. было забронировано 44,4 млрд. куб. м транзитных мощностей на точках выхода из России, но использовано из них только 41,6 млрд. куб.
Россия не захотела увеличивать транзит через Украину, несмотря на абсолютную экономическую целесообразность такого шага. Несмотря на значительный рост цен на европейских газовых рынках, возможности украинского транзитного маршрута, достаточное для преодоления газового кризиса в ЕС, не были задействованы.
Напротив, в период наибольшего роста цен на рынках Европы в октябре-декабре среднемесячный транзит газа из России в ЕС был на 17% ниже, чем в январе-августе. Это еще раз доказало, что газопроводы, строящие РФ, имеют не экономическую цель.
Подобная ситуация влияла и на доступность газа для Украины. С 2015 г. мы не покупаем газ у России. Две трети национальных нужд закрывает внутреннюю добычу, 10 млрд. куб м приходится импортировать. Часть газа получается путем виртуального реверса из Словакии, Польши, Румынии и Молдовы.
Спровоцированный “Газпромом” дефицит в Европе влиял и на возможности и цену реверсного газа. Тем не менее, газа на отопительный сезон нам хватило. В хранилищах на конец отопительного сезона было 8,9 млрд. куб м. Даже при том, что иногда приходилось “опрокидывать” газ на ТЭЦ, которым не хватало угля.
Эти события еще раз подчеркнули необходимость регионального энергетического партнерства и создания резервных запасов газа на базе европейских (в первую очередь украинских) подземных хранилищ, а также поиск альтернативных источников поставок для обеспечения потребностей европейского рынка.
Рекорды мирного атома
Ударным активом энергосистемы Украины в этот отопительный сезон стала атомная генерация. Минэнерго и “Энергоатом” готовились к выводу атомных станций на максимальную мощность зимой.
За октябрь 2021 года – февраль 2022 года АЭС произвели 40,73 млрд. кВт-ч электроэнергии, что на 7,4 млрд. кВт-ч (22%) больше аналогичного показателя 2020-2021 годов. Это позволило снизить потребность в угле на 3,8 млн. тонн.
Атомное поколение в 2022 году поставило три рекорда. Впервые Запорожская АЭС работала на своей проектной мощности – 6,1 ГВт. Впервые “Энергоатом” задействовал все 15 блоков. Впервые суточное производство АЭС превысило 300 млн. кВт-ч. Заблаговременно запланированная и оптимизированная ремонтная кампания дала результаты.
Д – как доступность
С 1 октября 2021 г. заработала новая модель ПСО (возложение специальных обязанностей), которая усилила защиту бытовых потребителей. Для населения, потребляющего менее 250 кВт-ч электроэнергии в месяц, тариф снизился с 1,68 грн. кВт-ч до 1,44 грн. и останется таким еще минимум полгода.
Благодаря годовым газовым контрактам, мы смогли зафиксировать цену на газ для бытовых потребителей и удерживать ее неизменной даже тогда, когда цены на европейских рынках преодолевали мировые рекорды. В то же время украинские домохозяйства платили за кубический метр газа 7,8 грн.
Война привела к падению платежей за электричество и тепло. Это явилось дополнительным вызовом для энергосистемы. В марте уровень оплаты за электроэнергию упал на 30%. Тем не менее, платить за коммунальные услуги в военное время стало знаком поддержки гражданами государства и веры в нашу победу.
Украина – ЕС: общий энергетический фронт
Какие бы планы не преследовал пути в Украине, они провалились. Более того, мы синхронизировали национальную энергосистему с европейской годом ранее запланированного, что обеспечило ей дополнительную надежность.
Везде, где было возможно, энергетики обеспечивали тепло-, газо- и электроснабжение, выезжая на ремонт сразу после прекращения боев и даже под обстрелами. Часто восстанавливали по несколько раз одни и те же линии.
Энергетическая инфраструктура понесла потери и разрушения, но мы знаем, как ее отстроить. Для нас, как и для всего цивилизованного мира, задача номер один – остановить войну. Это можно сделать, перекрыв вентиль его финансирования.
Для этого ЕС следует отказаться от покупки российских энергоресурсов. Эмбарго на импорт угля – первый, но недостаточный шаг. Это всего 4 млрд. евро, тогда как газ и нефтепродукты стоят более 87 млрд. евро в год.
Избавиться от энергетической зависимости от России поможет экспорт украинской электроэнергии в ЕС, который мы сможем начать благодаря объединению с ENTSO-E.
Задание номер два – стабильное прохождение следующего отопительного сезона. Он будет отличаться от предыдущих не только для Украины, но и всей Европы. Следующий сезон Украина пройдет без каких-либо российских энергоносителей.
Угольная диверсификация прошла в этом отопительном сезоне. Во время следующего будем отрабатывать логистику в плановом режиме. “Энергоатом” заявил о полном отказе от российского ядерного топлива.
Кроме того, вместе с нашими западными партнерами разрабатываем механизмы диверсификации источников энергоносителей в Европу.
Сейчас каждый из нас держит свой участок фронта: на земле и в воздухе, в операционных и волонтерских складах, в дипломатии и энергетике. Все вместе мы приближаем победу Украины, победу цивилизации над варварством. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)