Почему энергетическая отрасль республики находится в состоянии упадка.

Уже не секрет, что сфера энергетики страны испытывает серьезные трудности. Отрасль работает с низким коэффициентом полезного действия (КПД). Так, теплоэнергетика теряет треть передаваемой энергии в сетях. Причем характерны эти проблемы для всех станций Казахстана. Износ генерирующих мощностей в стране составляет 75%, линий электропередачи – доходит до 80%, а теплоснабжение и вовсе является нерентабельным – развитие этого сектора происходит по остаточному принципу.

В Казахстане на сегодня функционирует 37 ТЭЦ. Из них 22 находятся в частной собственности (59%), 15 – в государственной (41%). 28 ТЭЦ эксплуатируются свыше 50 лет (76%), оставшиеся 9 ТЭЦ – имеют срок службы свыше 30 лет (24%). Средний износ основного оборудования ТЭЦ составляет 66%. При этом износ энергооборудования ТЭЦ городов Уральск, Тараз, Кентау, Кызылорда и Степногорск превышает 80%. Как видно, в списке перечисленных преимущественно станции, находящиеся в государственной собственности.

Эти и другие проблемы поднимались мною и другими энергетиками не раз. Причем характерны они для всех станций Казахстана. Между тем в последнее время блогерами и другими “экспертами” активно поднимается вопрос о том, что основная причина существующего состояния отрасли – частный характер собственности. Так ли это на самом деле? Давайте будем объективны.

В Казахстане за период действия программы предельных тарифов с 2009 по 2016 годы, когда энергетики страны получали тарифы в обмен на инвестиции в отрасль, объем инвестиций увеличился в 5 раз и составил около 700 млрд. тенге. За счет указанных средств энергетики страны модернизировали 5000 МВт существующих и ввели 1700 МВт дополнительных электрических мощностей. Стоит отметить, что после завершения программы “предельных тарифов” тарифы энергетиков были заморожены до 2021 г. и была исключена 12-процентная рентабельность. Указанные меры привели к тому, что с 2016 г. и по настоящий день инвестиционная программа энергетиков была в большей части направлена на поддержание деятельности, нежели на обновление мощностей.

Всем известно, что объекты энергетики, как правило, являются субъектами естественной монополии, и их доходность определяется строго по тарифной смете, утверждаемой антимонопольным ведомством. И не секрет, что эти сметы в большинстве своем убыточны, а значит, нет и речи о капитальной модернизации, тем более строительстве новых объектов. В некоторых случаях ответственное ведомство искусственно обнуляет прибыль, которая является источником средств на модернизацию, реконструкцию и расширение. Новый механизм – рынок мощности – как раз и должен был снизить нагрузку на собственников станций, переложив часть затрат на строительство или поддержание действующих объектов на всех участников оптового рынка, в том числе на потребителей в конечном итоге.

Сегодня эффект от внедрения рынка мощности нивелировался вследствие его “секвестрования” или недоработки. В настоящее время утверждена и действует третья версия рынка мощности, которая предусматривает плату в размере около 600 тыс. тенге за МВт мощности всем энергопроизводящим организациям. Хочу отметить, что в первых версиях концепции цену за МВт мощности предлагалось установить на уровне 750 тыс. тенге или даже больше – на уровне 1,5 млн. тенге.

Что же предлагается? Главным инструментом, который позволит отрасли встать на ноги, на сегодня является улучшение тарифной политики. К сожалению, политика сдерживания тарифов сегодня привела к образованию износа, как в электросетевом, так и в тепломеханическом оборудовании. Эта цифра сегодня достигает на некоторых объектах 100%. Ярким примером является Кентауская ТЭЦ-5, находящаяся в коммунальной собственности. На днях ее посетили сотрудники Министерства энергетики РК и сделали неутешительный вывод: “Из-за убыточного тарифа, который не покрывает расходы на производство и передачу тепловой энергии, местным исполнительным органом из бюджета ежегодно выделяются финансовые средства для подготовки к отопительному сезону”.

Это факт еще раз подтверждает, что в электроэнергетике Казахстана экономически необоснованные низкие тарифы. Они не обеспечивают инвестиционную привлекательность сектора, не покрывают затрат субъектов и ограничивают возможности проведения ремонтных программ в необходимых объемах. Искусственная поддержка коммунальных ТЭЦ подтверждает недостаточность тарифа.

Явный пример нехватки средства от тарифа на реконструкцию и модернизацию – Уральская ТЭЦ, которую теперь будет “спасать” республиканский бюджет. Еще одним примером стало выделение 194 млрд. тенге из республиканского бюджета на замену тепловых сетей города Актау, где их износ на сегодня составил 82%.

Важно отметить, что нехватка средств тарифа на реализацию ремонтных программ также является проблемой и частных собственников ТЭЦ. Все мы помним, что произошло в марте на Петропавловской ТЭЦ-2, где из-за недостатка средств тарифной сметы энергетики не могут провести качественную модернизацию. Так, может быть, нужно объединить стратегическую энергетику в периметре АО “Самрук-Энерго”, которое вместе со своей материнской компанией, как мы считаем, обладает достаточными средствами для модернизации и обновления? Так, в Алматы “Самрук-Энерго” финансирует модернизацию Алматинской ТЭЦ-2, стоимость которой составляет порядка 300 млрд. тенге.

Хроническая нехватка денег из года в год приводит к серьезной технической деградации оборудования, в первую очередь производящего тепло, притом что любая казахстанская ТЭЦ является ядром теплоснабжения региона. Еще одной серьезной проблемой для отрасли стало выбытие тепловых мощностей вследствие исчерпания паркового ресурса. Энергетика не поспевает за темпами строительства городов, не хватает энергии для ввода новых промышленных предприятий. К тому же здесь нужно учитывать и социальный аспект, который проявляется в низких заработных платах энергетиков и оттоке квалифицированных кадров в другие страны, в том числе в Российскую Федерацию, где им предлагаются лучшие условия.

Все действующие ТЭЦ Казахстана были построены в советское время, новых ТЭЦ за период независимости в Казахстане не было возведено. Строительство новых тепловых мощностей займет не менее 5 лет, хотя уже сегодня наблюдается острый дефицит тепла в регионах.

Согласно заявлению Министерства энергетики РК, Казахстан импортирует электроэнергию из Российской Федерации по цене от 25 тенге за кВт-ч и выше, что с учетом ее передачи по электрическим сетям приближается к 30 тенге за кВт-ч. Однако аналогичный сценарий по теплоэнергии является технологически невозможным. У нашей страны нет возможности импортировать тепло, необходимо развивать и строить новые источники теплоэнергии.

При этом потребность в дальнейших широкомасштабных инвестициях для модернизации электроэнергетики остается высокой. Так, по оценке специалистов, для обновления сектора генерации потребуется около $30 млрд., в дополнение $4 млрд. потребуется для реализации программы по повышению энергоэффективности. Также необходимо отметить, что ежегодно из бюджета выделяются колоссальные средства на перекрестное субсидирование тарифа, что делается в ущерб социально уязвимым слоям населения, поскольку эти же средства могли быть использованы для строительства школ, больниц или использованы на адресную социальную помощь. Республиканский бюджет и так страдает от недофинансирования, а наш Национальный фонд все-таки не резиновый. В данной ситуации необходимо опираться на рыночные механизмы, как это делается в соседних энергосистемах, где тарифы на электроэнергию и плата за мощность позволяют проводить качественные ремонтные программы. (Жакып Хайрушев, заслуженный энергетик Казахстанской электроэнергетической ассоциации, Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий