Возобновляемые источники энергии не только дешевы и экологичны, но и позволяют обеспечить энергетическую независимость.
По расчетам Международного энергетического агентства (IEA), в 2022 г. в мире планируется рекордный рост доли ВИЭ – до 320 ГВт новых мощностей.
Правительства большинства стран все лучше понимают растущую роль ВИЭ в обеспечении энергетической безопасности.
Нападение России на Украину привело к беспрецедентному глобальному энергетическому кризису. Для защиты потребителей от повышения цен на энергоносители во многих странах пытаются снизить зависимость от российских энергоресурсов, реализуя политику ускоренного перехода на безуглеродные технологии.
Переход на ВИЭ обеспечивает большой потенциал для снижения цен и зависимости от ископаемого топлива в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Война в Украине добавила причины для ускоренного зеленого перехода с целью уменьшения зависимости от российского импорта энергоносителей. Инвестиции в развитие ВИЭ сейчас являются стратегическим пунктом для многих стран, особенно в ЕС.
Многие страны ЕС объявили о планах развития ВИЭ, в частности, ветровых и солнечных станций, имеющих наибольший потенциал для снижения зависимости энергетического сектора ЕС от России до 2023 года. Как пример, Польша увеличила бюджет финансирования геотермальных технологий до 480 млн. злотых.
Недавно США и ЕС заявили об амбициозных целях в развитии оффшорной ветроэнергетики до 2030 г.: 30 ГВт в США и не менее 60 ГВт в ЕС.
ЕС уже мировой лидер в оффшорной ветровой энергии. Сегодня это 16 ГВт установленной мощности морской ветровой энергии. Новая цель ЕС – это достижение 60 ГВт к 2030 году и 300 ГВт к 2050 году.
Великобритания делает акцент на атомную, оффшорную ветровую и водородную энергетику. Ожидается, что британская оффшорная ветроэнергетика к 2030 г. будет стремительно увеличена как минимум до 50 ГВт.
Высокие цены на ископаемое топливо повысили конкурентоспособность технологий ВИЭ по сравнению с углем и природным газом. Уже сейчас жилые и коммерческие солнечные системы во всем мире помогают потребителям уменьшать счета за электроэнергию.
Все громче говорят о замене природного газа электричеством в краткосрочной перспективе и в долгосрочной перспективе возобновляемыми газами полученных из избыточной возобновляемой энергии.
К концу десятилетия ожидается наращивание мощностей производства “зеленого” (из ВИЭ) и атомного водорода по всему миру.
Дальнейшее развитие ВИЭ также является вызовом для производителей соответствующего оборудования, например солнечных панелей. Уже сейчас спрос выше возможностей производителей.
Однако несмотря на свой потенциал, ускоренное развитие новых мощностей ВИЭ существенно зависит от стабильной политической среды, что обеспечивает долгосрочную уверенность в инвестициях.
По прогнозу IEA, правительственные аукционы ветровой и солнечной энергии в течение 2019-2020 гг. останутся ключевыми факторами развития ВИЭ до 2023 года. Сегодня самый большой рост доли ВИЭ наблюдается в Китае, ЕС и Латинской Америке.
Однако геополитические и макроэкономические вызовы ставят под сомнение некоторые прогнозы по ВИЭ после 2023 года.
Новый акцент ЕС на энергетической безопасности придает импульс беспрецедентному развитию технологий энергоэффективности и ВИЭ. Ведь они являются примером самых экологических, дешевых и, как показывают сегодняшние реалии, и безопасных энергоресурсов.
Строительство генерации ВИЭ при современных технологиях стало значительно дешевле. В Украине это в комплексе с рыночными ценами на электроэнергию позволяет инвесторам более оптимистично смотреть на ВИЭ.
Украина имеет благоприятные условия для развития, ветровой, солнечной и биоэнергетики. В начале 2022 г. установленная мощность объектов ВИЭ на контролируемой территории достигла 9,5 ГВт (6,4 ГВт – промышленные СЭС, 1,2 ГВт – СЭС частных домохозяйств, 1,5 ГВт – ветроэлектростанций, 0,3 ГВт – об’ биоэнергетики, 0,1 ГВт – малая гидроэнергетика), а объем инвестиций в отрасль превышал 12 млрд. долларов США.
Подавляющая часть объектов ВИЭ была построена в южных регионах, имеющих для этого наибольший потенциал (Херсонская, Николаевская, Запорожская, Одесская, Днепропетровская области).
Война оказала существенное влияние на объемы производства электроэнергии объектами ВИЭ. На сегодняшний день почти половина всех объектов возобновляемых источников энергии находится в зоне боевых действий или на временно оккупированных территориях. Еще значительное количество таких объектов находятся на сопредельных территориях.
Объекты ВИЭ на оккупированных территориях практически остановили свою деятельность из-за повреждений трансформаторных подстанций и линий электропередач, опасности для персонала и невозможности доступа на объекты.
Зафиксировано разрушение генерирующего оборудования из-за обстрелов войсками РФ, в том числе сгорели несколько ветротурбин в результате попадания в них снарядов. Фиксируется также хищение оккупантами оборудования из захваченных объектов ВИЭ.
Несмотря на это, нам удается удержать высокий показатель безуглеродности энергетического микса. В первые дни мая более 80% электроэнергии в Украине было произведено генерацией, не оставляющей углеродного следа (АЭС, ВИЭ, ГЭС и ГАЭС). Это больше, чем за этот период в 2021 г.
Дальнейшее развитие ВИЭ в Украине станет ключевым фактором устойчивого развития энергетики в послевоенный период. Кроме восстановления поврежденных мощностей необходимо ввести четкую аукционную модель рынка и ввести полноценный экспорт электроэнергии в страны ЕС.
Прозрачные рыночные отношения на конкурентной основе создадут дополнительные стимулы для развития ВИЭ и приблизят Украину к целям углеродной нейтральности. (Ярослав Демченков, заместитель министра энергетики Украины по европейской интеграции, заместитель председателя Комитета устойчивой энергетики Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН/UNECE); Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)