Война уже сменила немало экономических приоритетов. Отдельные проекты, которые до сих пор могли десятками лет лежать в ящике, теперь приобретают первостепенное значение.
Это касается и достройки новых энергоблоков на Хмельницкой АЭС. “Энергоатом” ставит целью увеличить, по меньшей мере, вдвое мощности этой станции в максимально короткие сроки, насколько это позволяет безопасность. Именно поэтому в июне было модифицировано соглашение о сотрудничестве с американским энергетическим холдингом Westinghouse и оператором польской энергосистемы PSE.
2 июня министра энергетики Украины Герман Галущенко, президент НАЭК “Энергоатом” Петр Котин и главный исполнительный директор Westinghouse Electric Company Патрик Фрагман заложили символический камень на месте строительства двух новых атомных блоков на Хмельницкой АЭС. Нумероваться блоки будут как №5 и №6. Де-факто это означает, что Украина окончательно отказывается от идеи достраивать на ХАЭС третий и четвертый блоки, хотя под них уже были сооружены бетонные конструкции, степень готовности которых превышает 70%. Нюанс состоит в том, что эти “футляры” рассчитаны исключительно на российские реакторы формата ВВЭР-1000. Под западные модели они не годятся. Ранее Украина несколько раз пыталась даже создать совместное с Россией предприятие (возможно еще и с участием казахов), чтобы достроить объекты. Очевидно, что теперь на этих намерениях поставлен жирный крест. Плохо только, что эти старые фундаменты “съедают” существенную часть территории Хмельницкой АЭС, а со свободной землей у нее и так напряженно. Демонтаж будет стоить облако денег.
Если быть точным, то в июне с Westinghouse подписали соглашение о строительстве в будущем 9 новых атомных блоков в Украине. В прошлом году речь шла о 5. Но не стоит забегать впереди паровоза. Испытание на прочность сотрудничество между “Энергоатомом” и Westinghouse пройдет именно в процессе постройки хмельницких агрегатов. И здесь зависит, как платежеспособным окажется украинский партнер. Потому что выступать главным инвестором строительства американская компания не готова. Она согласна вложиться в проект технологиями, частично средствами, но не будет нести основное финансовое бремя. Даже в обмен на акционерную долю в компании, которая, скорее всего, будет создана для торговли энергией, производимой на новых блоках. По крайней мере, такая позиция Westinghouse по состоянию на июнь-2022. Хотя переговоры по этой теме еще будут продолжаться.
По состоянию на ноябрь-2021 строительство 5 энергоблоков по американским технологиям оценивалось ориентировочно в 30 млрд. USD, то есть в среднем 6 млрд. USD на один блок. Это существенно дороже старой российской альтернативы, но выбора уже нет. Напомним, что для достройки 3 и 4 блоков Хмельницкой АЭС с реакторами ВВЭР-1000 хватало по предварительным расчетам от 2 до 3 млрд. USD.
Американская новинка
Westinghouse предлагает Украине технологию AP1000 – это реакторы нового поколения мощностью 1100 МВт. Есть оговорки, что эти реакторы в мире еще широко не применяются. И все же Украина будет не первой, кто их установит. Четыре таких реактора уже работают в Китае. Два будут установлены на американской АЭС Vogtle – единственной атомной электростанции страны, которая сейчас развивается. Решение о закупке нескольких реакторов AP1000 приняла Индия. По всей вероятности, под влиянием международных санкций против РФ в их пользу откажутся и те страны, которые до сих пор планировали расширять потенциал своей ядерной энергетики за счет моделей ВВЭР. В январе 2022 года меморандумы о возможности использования AP1000 группа Westinghouse подписала в Польше и Чехии.
До войны план у “Энергоатома” был такой: к 2025 г. достроить третий энергоблок на ХАЭС, к 2029 – четвертый и пятый. Сейчас, поскольку блоков №3-4 уже не будет, сроки пересматривают. Сказать точно, когда начнется процесс строительства, а тем более, когда закончится, в правительстве еще не готовы. Стартовать хотели бы уже в 2023 году. Но это зависит от многих факторов: хода войны, источников финансирования, экспертной документации, общественных слушаний, землеотводов и других организационных моментов. Как уже было сказано выше, ХАЭС испытывает дефицит земельных площадей для возведения блока №5, а также для обустройства временного комплекса, где будет происходить складирование и монтаж сборных конструкций, которые будут поставлять из-за границы.
Следующий вопрос – это наличие водных ресурсов для охлаждения энергоблоков. По словам генерального директора Хмельницкой АЭС Андрея Козюры, сейчас водоем атомной станции может обеспечить надежное охлаждение энергоблоков суммарной мощности 3400 МВт, а сейчас максимальная нагрузка на них составляет 2000 МВт. То есть, если добавить еще один энергоблок, воды хватит. Но уже параллельно со строительством блока №6 придется принимать дополнительные меры: строить дамбу, охладительные градирни и т.д.
Запасаемся ураном
Еще одним важным моментом подписанных в начале июня соглашений стала готовность Westinghouse поставлять ядерное топливо не только на будущие, но и на все действующие в Украине атомные энергоблоки. Сейчас в Украине таких 15. И большинство все еще получает российские топливные элементы. В мае “Энергоатом” взял кредит в государственном “Укргазбанке” объемом 1,5 млрд. грн., чтобы закупить дополнительные партии ядерного топлива в этом году от Westinghouse. В перспективе Украина хочет локализовать часть производства на собственной территории. Для этого “Энергоатом” уже давно стремится присоединить к себе часть мощностей Восточного горно-обогатительного комбината. Лучшую часть. “Недавно мы предоставили Кабмину соответствующие предложения. Мы предлагаем объединить не весь ГОК, а только часть. Мы не возьмем на себя шахты, которые планируется вывести из эксплуатации и законсервировать”,
По его словам, “Энергоатом” готов инвестировать в Восточный ГОК 2 млрд. грн. на первом этапе, чтобы предприятие начало развиваться. А в перспективе – 12 млрд. грн. Расчет делается и на то, что украинское урановое сырье может быть интересно американским партнерам. Однако в ближайшей перспективе все ядерное горючее будет поставляться на украинские АЭС с производственной площадки Westinghouse в Швеции. В дальнейшем стороны согласились начать изготовление компонентов тепловыделяющих сборок в Украине на базе одного из обособленных подразделений НАЭК “Энергоатом”. Как уточняют в компании, сейчас завершается процесс квалификации по производству головок и хвостовиков для топлива Westinghouse. Последняя также создаст фирменный инженерно-технический центр в Украине, который будет сопровождать не только строительство новых атомных блоков, но и выведение из строя старых.
Традиционно флагманским активом украинской атомной энергетики считается Запорожская АЭС с шестью активными энергоблоками, самая большая в Европе. Однако сейчас она увлечена российскими оккупантами. Поэтому, даже после того, как она будет освобождена, близость к границе с Россией будет оставаться постоянным фактором риска, который невольно будет нависать над станцией. Поэтому постепенно роль лидера отрасли будет перетягивать на себя Хмельницкая АЭС, самая молодая в обойме, следовательно, самая современная. Кроме того, ее географическое расположение значительно благоприятнее, как в ракурсе возможных внешних угроз, так и с точки зрения экспорта определенных объемов производимой электроэнергии на рынок Евросоюза. Именно с последним направлением и связана активизация сотрудничества “Энергоатома” с польскими энергетическими компаниями.
Окно в Европу
Оператор польской энергетической системы PSE начал строительство высоковольтной линии на 440 кВ, которая должна соединить Хмельницкую АЭС и город Жешув на востоке Польши, недалеко от границы с Украиной. В идеале PSE стремится завершить прокладывание этой артерии уже к зиме, чтобы получать в следующий отопительный сезон украинскую энергию. Стоимость строительства оценивается в 30 миллионов злотых (около 250 млн. грн.). Но, как пишут польские медиа, приобщиться к финансированию этого проекта уже выразили желание крупные польские бизнесы, например нефтяной концерн PKN Orlen, крупная химическая компания Synthos и другие. В ожидании сложной зимы все они заинтересованы в доступе к дешевому украинскому электроснабжению.
По словам руководителя национальной компании “Укрэнерго” Владимира Кудрицкого, запуск в эксплуатацию ЛЭП между Хмельницким и Ряшевом позволит нарастить экспорт украинской электроэнергии на 25-30% и потенциально зарабатывать на этом более 1 млрд. евро ежегодно. Владимир Кудрицкий добавил, что линия будет работать в синхронном режиме, то есть к ней будут доступны все участники украинского и европейского рынков. В принципе, такая нить ЛЭП между государствами существует, но она была проложена еще при Советском Союзе в 80-е годы, поэтому требует генерального апгрейда, а по сути почти полной реновации.
В конце концов, сначала планы были еще более масштабными. В середине прошлого десятилетия правительство Украины рассматривало вариант достройки блоков №№ 3-4 на ХАЭС и присоединение к европейской энергетической системе ENTSO-E в одном коммерческом комплекте. То есть новые блоки должны работать в автономном режиме, сугубо на экспорт. Однако по финансовым причинам замысел не был реализован. Сейчас же Киев готов делиться собственной генерацией из ЕС или, по крайней мере, с Польшей, не дожидаясь, пока будут построены новые блоки. Но насколько эти благие намерения способны воплотиться в реальность, покажет состояние, в котором украинская энергосистема войдет отопительный сезон-2022/2023. В том числе, и в каком режиме будет работать Запорожская АЭС. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)