В условиях военного положения НАК “Нафтогаз Украины” возвращается в первоначальное состояние. Компания стала монополией, потребляет деньги из бюджета и не имеет наблюдательного совета. На фоне таких преобразований правительство планирует предоставить “Нафтогазу” более 220 млрд. грн. на закупку газа.
Правительство и руководство “Нафтогаза” размышляют, где взять деньги для подготовки к осенне-зимнему периоду (ОЗУ).
В этом году это особенно сложно сделать. Во-первых, в стране идет война. Во-вторых, из-за провокаций российского “Газпрома” с сокращением поставок газа в Европу, это топливо существенно дорожало.
В связи с военными действиями правительство заморозило повышение тарифов на газ для населения и теплокоммунэнерго (ТКЭ). В 2021 г., по данным Минэнерго, эти категории потребителей сожгли 8,6 и 6,3 млрд. кубов газа соответственно.
Кроме того, “Нафтогазу” придется за свой счет обеспечить ресурс по низким ценам для производственно-технологических потерь (ВТВ). В нормальных условиях средства для покупки газа на ВТВ закладывались в тариф на распределение уплачиваемого газа, в том числе, и населения.
К тому же, “Нафтогаз” должен сформировать запас газа на случай нехватки угля для тепловых электростанций (ТЭС).
Собственная добыча “Нафтогаза”, которая обеспечивает “Укргаздобыча” (УГВ), составляет около 13 млрд. кубов в год. Этого объема достаточно, чтобы закрыть две трети потребностей “льготного” потребления.
Еще треть придется покупать по импортным ценам около 30-40 грн./куб и продавать по низким: 8 грн./куб для населения и 13 грн./куб – для ТКЭ.
Следует отметить, что по данным “Нефтегаза”, с начала войны среднесуточная добыча газа УГВ снизилась на 6,1%. Впрочем, ожидается, что потребление газа упадет еще больше.
Правительство к зиме планирует накопить в подземных хранилищах газа (ПХГ) 19 млрд. кубов. По словам руководителя “Нефтегаза” Юрия Витренко, для этого необходимо импортировать 6 млрд. кубов. Соответственно, на это нужно $8 млрд.
21 июня Верховная рада в первом чтении приняла правительственный проект закона №7429 , предусматривающий финансирование “Нафтогаза” в размере более 220 млрд. грн., из которых около 190 млрд. грн. – международная финансовая помощь.
Впрочем, Витренко на состоявшейся в тот же день своей пресс-конференции не стал называть источники этих средств. Якобы сегодня рассматривается несколько вариантов помощи Украине для того, чтобы запастись газом. Либо денежная помощь, либо кредит, либо товарные поставки.
Наполнение “Нефтегаза” деньгами происходит на фоне получения контроля “Нефтегазом” более 80% в сфере распределения газа и почти 100% поставки газа населению.
Есть ли риски деятельности “Нафтогаза” по оперированию крупными государственными средствами в нынешнем виде?
Риск 1. Откатывание реформ
С начала своего основания одиозным Игорем Бакаем в 1998 г., “Нафтогаз” был задуман как “финансовый котел”. Корпорация брала условно “дешевый” газ собственной добычи, монопольно покупала импортный газ по рыночным ценам, а затем продавала газ населению по “социальным” ценам, а юрлицам – по рыночным.
В 2014 г. в “Нафтогаз” пришла команда Андрея Коболева, включая нынешнего руководителя Юрия Витренко. Главным тезисом в их коммуникации было то, что текущая модель существования НАК приводит к коррупции и постоянным многомиллиардным убыткам компании.
В 2015 году был принят закон ” О рынке газа “. А в 2016 году цена газа для населения выросла с 0,9 до 7 грн./куб. Это объяснялось ее приведением к рыночным ценам на европейских биржах.
Тогда же, в 2016 г., в “Нафтогазе” был создан независимый наблюдательный совет – ключевая реформа для эффективного использования огромного денежного потока госкорпорации.
В 2019 году был открыт розничный рынок для населения. Независимые поставщики стали конкурировать между собой на этом рынке.
Все изменилось в 2021 году. Реформы начали откатываться одна за другой. Во-первых, на это повлияло повышение цены на газ в Европе. В том числе – за счет сознательного уменьшения поставок со стороны российского “Газпрома”.
Поэтому “Нафтогаз” под руководством Коболева в апреле 2021 года подписал договоры с поставщиками газа для населения, которые предусматривали низкие отпускные цены сроком на год. Это было ожидаемое решение для сохранения низкой цены газа для населения.
Но оказалось, что самую низкую цену получила группа ЙЭ Энергия Дмитрия Фирташа, которая обеспечивала 70% поставок населению. Другие игроки получили большую цену, что поставило их в дискриминационные условия по сравнению с группами “Нефтегаз” и “ЙЭ Энергия”.
Кроме того, в мае 2021 года “Нафтогаз” вместо Коболева возглавил его оппонент Юрий Витренко. Из-за неодобрения Наблюдательным советом (НГ) этой ротации, ее независимые члены ушли в отставку. Новый состав НГ “Нафтогаза” Кабмин до сих пор не назначил.
Таким образом, через 8 лет реформ “Нафтогаз” откатился к своему первоначальному состоянию: монополизму, “миксированию” цен для поставки населению газа по низким тарифам и отсутствию контроля со стороны Наблюдательного совета.
Риск 2. Монополизм
В мае по иску Государственного бюро расследований (ДБР) Печерский райсуд арестовал корпоративные права 26 операторов газораспределительных сетей (операторов ГРМ). Позже они были переданы компании “Черноморнефтегаз”, входящей в группу “Нефтегаз”.
Среди них 20 облгазов группы РГК Фирташа, распределявших около 70% газа в стране.
Кроме того, с июня поставщики газа населению прекратили деятельность из-за отсутствия контрактов на льготный газ. Их потребители в количестве более 8 млн. домохозяйств перешли “Нафтогазу”.
Ранее главы Нефтегаза справедливо критиковали газовую группу Фирташа за монопольное положение и связи поставщик-облгаз. Как писал БЦ в декабре 2020 г., такая связка помогала удерживать монополию и дискриминировала потребителей.
Теперь монополия Фирташа перешла Нафтогазу. Госкомпания сконцентрировала более 80% распределения газа в стране, 98% поставок населению и 100% поставок ТКЭ.
Сегодня это убыточный бизнес для “Нафтогаза” из-за высоких рыночных цен на газ и низких регулируемых тарифов. И это бы не было такой проблемой, если бы у “Нафтогаза” был наблюдательный совет.
Риск 3. Коррупция
Нардеп от Битьковщины Алексей Кучеренко 10 июня обнародовал информацию о том, что советник главы “Нефтегаза” Олег Диденко во время войны приобрел авто премиум класса, воспользовавшись нулевой пошлиной на импорт автомобилей.
Диденко – правая рука нынешнего главы “Нафтогаза” Юрия Витренко. С 2014 года возглавлял дочернюю компанию “Нафтогаза” – “Газ Украины”. В 2020 году вместе с Витренко ушел из “Нафтогаза”. В 2021 году вместе с ним вернулся.
В день появления информации о покупке авто “Нафтогаз” обнародовал заявление об увольнении Диденко. Впрочем, этот кейс остался примером сомнительной эффективности расходов “Нефтегаза”.
Согласно публичным отчетам “Нафтогаза”, выплаты правлению компании последние 8 лет постоянно растут. Если поделить сумму компенсации на количество членов правления и получающих ее директоров, средний показатель выплат вырос с 11 млн. грн. в год в 2016 году до 45,5 млн. в год в 2021 году.
Однако уровень оплаты менеджеров не отражается на основных показателях эффективности компании – объемах добычи газа.
Напомним, в 2015 году, после начала боевых действий на Донбассе, потери части активов и обесценивания гривны, добыча УГО составляла 12,8 млрд. кубов газа. Это был самый маленький показатель добычи компании за всю историю независимой Украины. В 2021 году добыча УГО составила 12,9 млрд. кубов. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)