Эксклюзивное интервью советника премьер-министра Украины, члена наблюдательного совета НЭК “Укрэнерго” Юрия Бойко агентству “Интерфакс-Украина”.

– Одна из нынешних топовых тем – это потенциальное расширение экспорта электроэнергии в Европу. В целом 7 июня ENTSO-E дала это добро, но теперь все ждут от сети согласования первых квот. Ждали уже 15 июня, но этого не произошло. Какая ситуация сейчас?

– На следующей неделе (интервью состоялось 17 июня – ИФ), думаю, уже будем понимать объемы и их распределение между соседними системными операторами Словакия, Венгрия и Румыния. Рассчитываем на ранее анонсированные 100 МВт. Что касается их распределения между странами, то еще ведется дискуссия.

НЭК “Укрэнерго” выполнила все шесть технических предпосылок, которые были необходимы для начала экспорта украинской электроэнергии в Европу, что было подтверждено 7 июня фактом предоставленного ENTSO-E разрешения.

Такое решение ENTSO-E – результат тяжелой и длительной работы со стороны Украины.

Мы добились результата не за один день и не за один месяц. Это были трудные профессиональные переговоры, многие компромиссные решения позволили составить реалистичный, с учетом сегодняшних реалий, пошаговый план открытия и постепенного увеличения экспортных поставок электроэнергии.

На мой взгляд, трудно переоценить и политическую составляющую этого процесса, ведь без поддержки со стороны первых руководителей государства добиться результата вряд ли было бы возможно в столь короткие сроки.

Сейчас отрабатываются отдельные моменты на техническом и организационном уровнях по запросам ENTSO-E. Конечно, Украине хотелось бы поскорее все согласовать, поэтому наши ожидания в определенной степени опережают не только скорость работы европейской бюрократической машины, но иногда и наши возможности, которые сейчас часто корректируются войной. Нам уже удалось побуждать европейцев двигаться гораздо быстрее, чем они делают обычно, но место для взаимного ускорения, безусловно, осталось.

– Что было, на ваш взгляд, самой сложной задачей из тех шести, о которых вы упомянули?

– Это присоединение к так называемой системе FSkar – упрощенной процедуре оплаты технических перетоков между европейскими операторами сетей.

Европейцы считают технические перетоки не совсем классическим товаром, поскольку при параллельной работе энергосистемы они возникают даже без контрактов на коммерческие перетоки. Соответственно, системные операторы договорились оформлять их по упрощенной процедуре – на основе данных почасового коммерческого учета межгосударственных перетоков. Их оплачивают без таможенных деклараций и даже без традиционных выставленных счетов – оперируют внутренней технической отчетностью.

У нас было два варианта решения – либо путем внесения существенных изменений в таможенный и налоговый кодексы предоставить возможность НЭК осуществлять оплату/принимать средства в украинском правовом поле, либо создать структуру с европейской регистрацией и делегировать эту функцию ей. В результате было создано дочернее предприятие НЭК “Укрэнерго” с регистрацией в Брюсселе (с одним штатным работником по совместительству). Наличие такого юрлица позволяет Украине без изменений таможенного и налогового кодексов решить этот вопрос в европейском правовом поле.

– Сейчас на рынке, в кулуарах, так сказать, обсуждается идея создания единого государственного трейдера для экспорта электроэнергии. Что это за идея и насколько возможна ее реализация?

– Такая идея действительно время от времени обсуждается, но, на мой взгляд, это путь к искажению конкуренции и, как следствие – к снижению доходов не только “Укрэнерго”, но и государства в целом, ведь совершенно очевидно, что плата за доступ к пересечения при конкурентном доступе будет больше, а конечная сумма средств тем или иным способом все равно будет распределяться между участниками рынка. Кроме того, конкурентный доступ к межгосударственным пересечениям соответствует европейским правилам, а их нарушение может только повредить процессу открытия и расширения экспорта электроэнергии. Тем более что в конечном итоге аукционы на доступ к пересечению будут проводиться общие – между двумя соседними операторами, и соответственно недискриминационный доступ к такой процедуре является обязательным условием. Кроме того, плата за доступ будет распределяться между системными операторами. Согласитесь,

– Эта вся история с зелеными, у нас снова кризис неплатежей. Каким может быть выход из ситуации?

– Государство неоднократно и четко декларировало, что за зеленой энергетикой будущее. И тот факт, что “Укрэнерго” в конце прошлого года привлек почти 900 млн. евро, успешно разместив зеленые облигации, и обеспечил выполнение взятых государством обязательств по полной оплате товара “зеленым” производителям, яркое тому подтверждение. Если быть точным, то долги 20-го года были погашены полностью, а полное погашение долгов 21-го года требует согласования между Укрэнерго и Гарантированным покупателем размера услуги за некоторые месяцы прошлого года. Но и без этого уровень расчетов за товарную продукцию “зеленых” производителей по 21 году составляет более 90%.

Кстати, факт успешной эмиссии ценных бумаг “Укрэнерго”, считаю, является доказательством доверия к компании со стороны иностранных инвесторов и признаком ее прозрачной деятельности.

Безусловно, война оказала существенное влияние на функционирование рынка электроэнергии, в частности, существенно ухудшился и уровень оплаты товарной продукции всех производителей без исключения, не только “зеленых”. В таких условиях Министерством энергетики было принято решение о фиксации уровня расчетов с “зелеными” производителями. В зависимости от типа восстановительной генерации – разные уровни оплаты как доля от действующего “зеленого” тарифа. Такое решение было принято в целях обеспечения финансирования операционной деятельности таких производителей на минимально приемлемом уровне.

Месяца два назад активно дискутировался альтернативный подход, на мой взгляд, более прогрессивный.

Если лаконично описать, то он состоит из следующих шагов. Это приостановка действия “зеленого” тарифа на период военного положения плюс 6 месяцев после и выход всех ВАД производителей из балансирующей группы “ГарПока” и начало их самостоятельной работы на всех организованных сегментах рынка. Тариф “Укрэнерго” на передачу остается на текущем уровне, а освободившимся ресурсом предлагалось профинансировать дефицит ПСО по населению. По завершению периода военного положения плюс 6 месяцев после предполагалось осуществить возврат ВАД производителей в балансирующую группу “ГарПока” по декларативному принципу (желающего – пишет соответствующее заявление) с возобновлением действия текущего уровня “зеленого” тарифа. В то же время продление срока действия “зеленого” тарифа после 2030 года на период, идентичный приостановке.

Такой подход долго поддерживался и “зелеными” производителями, и банками-кредиторами, но до реализации эта идея не дошла. Какую цель можно было добиться таким подходом? В первый месяц работы в новых условиях значительная часть производителей, думаю, не смогла бы эффективно организовать собственную коммерческую стратегию и имела бы убытки. Часть мощных производителей уже с первого месяца реализовывали бы свой товар на уровне как минимум текущего средневзвешенного РДН – 2,2-2,3 грн./кВт-час. А в случае с солнечными станциями, производящими электроэнергию днем, даже дороже. Для ветровой генерации такая цена вообще была бы приближена к их “зеленому” тарифу (особенно при довоенном курсе евро). Однако уже через месяц-два такие производители вынуждены были бы самоорганизоваться, объединившись в балансирующие группы, и оптимизировать результаты своей деятельности. Главное последствие для всех “зеленых” производителей – это деньги, которые они получали без задержек. И, конечно, опыт работы на конкурентоспособном рынке. Тем более в контексте будущего расширения экспорта в Европу – убежден, что “зеленая” электроэнергия будет пользоваться большим спросом за границей. К тому же некоторые производители уверяли, что не вернутся в “ГарПок”. Меньшие, но быстрые деньги для многих могут быть более интересной альтернативой с экономической точки зрения. Эта идея остается открытой для дискуссии, и перспективы ее реализации зависят от активности самих “зеленых”. К тому же некоторые производители уверяли, что не вернутся в “ГарПок”. Меньшие, но быстрые деньги для многих могут быть более интересной альтернативой с экономической точки зрения. Эта идея остается открытой для дискуссии, и перспективы ее реализации зависят от активности самих “зеленых”. К тому же некоторые производители уверяли, что не вернутся в “ГарПок”. Меньшие, но быстрые деньги для многих могут быть более интересной альтернативой с экономической точки зрения. Эта идея остается открытой для дискуссии, и перспективы ее реализации зависят от активности самих “зеленых”.

– Когда “Укрэнерго” сможет платить компенсацию “зеленого” тарифа?

– Укрэнерго оплачивает сегодня услугу, насколько это возможно. За последние несколько месяцев, кстати, она не получила от Гарпока актов с расчетом стоимости услуги. Но даже если предположить, что Укрэнерго увеличит объем оплаты услуги, то в текущей модели, напомню, ГарПок все равно будет платить зеленым в объемах, указанных в приказе министерства. Если не поменять эти проценты, то больше денег у производителей зеленой е/е не появится.

– Может ли “Укрэнерго” значительно увеличить объем платежей “ГарПока”?

– Объем передачи, с учетом которого был рассчитан тариф Укрэнерго, упал более чем на 30%. С другой стороны, большое количество “зеленых” производителей вынуждено было остановиться из-за боевых действий, часть из них вообще повреждена. То есть мы имеем два фактора, диаметрально влияющих на сбалансированность тарифных возможностей НЭК. Однако очевидно, что значительное снижение потребления электроэнергии в стране в целом и как следствие ее передачи является определяющим. Также необходимо упомянуть, что текущий тариф также был рассчитан с дефицитом в 20% расчетного товара “зеленых”, которые не были учтены в связи с предполагаемой бюджетной компенсацией.

Учитывая маловероятный пересмотр тарифа Укрэнерго на передачу со значительным его повышением, можно прийти к очевидному выводу: в этом году платить зеленый тариф в полном объеме возможности нет. Увеличить объем средств для производителей из альтернативных источников можно либо просмотрев размеры выплат, установленные Минэнерго, либо временно отпустить “зеленых” в рынок.

– по повышению ликвидности энергокомпаний. “Укрэнерго” достигла договоренностей с ЕБРР о перенаправлении средств по ранее согласованным кредитам на эти цели. Удалось ли что-то получить, на что пошли эти средства, на что еще компания может рассчитывать?

– Да, действительно, первые 50 млн. евро от ЕБРР уже на счетах “Укрэнерго”. Компания планирует их потратить на оплату долгов, возникших на рынке вспомогательных услуг, погасив их практически полностью. Почти половину этих средств должно получить ЧАО “Укргидроэнерго”, среди крупнейших получателей средств также “Киевтеплоэнерго”, “Харьковская ТЭЦ-5”, “Энергоатом” и тепловая генерация ДТЭК. Это собственно те станции, которые работают по командам диспетчера, обеспечивая стабильную работу энергосистемы и ее энергоузлов. Конвертация валюты в гривну и оплата упомянутых долгов по информации от менеджмента компании планируется в течение следующих двух недель.

От ЕБРР и ЕИБ в ближайшее время ожидается еще почти 170 млн. евро по идентичному механизму – согласование изменения целевого использования средств в рамках уже действующих кредитных соглашений и в пределах кредитных линий. По сути это приостановка финансирования ряда инвестиционных проектов с целью быстрого финансирования ликвидности компании, что позволит не получив средств от своих дебиторов (ряд генерирующих компаний, ОСР, поставщиков и т.п.), заплатить своим кредиторам (по факту только генерирующим компаниям).

Есть также ряд дополнительных наработок с МФО, но их решение ожидается в среднесрочной перспективе, поэтому о них – впоследствии.

– Каков будет прогнозный баланс электроэнергии до конца года?

– Война привела к значительным разрушениям инфраструктуры, в т.ч. энергетической. Существенно сократилось потребление электрической энергии, а значит и ее производство, скажу больше, претерпела изменения и структура производства. Среди ключевых факторов, которые на это повлияли, – не только значительное снижение потребления в целом, но особенно в ночной период, определяющее режим работы базовой генерации. Также в этом году длительный паводок, который приводит к сверхплановой работе гидрогенерации.

Уже, кстати, разработан ряд сценарных прогнозных балансов. Но на самом деле не столь важно, каким будет утвержден прогнозный баланс. Существенно то, что при подготовке к ближайшему ОЗУ мы должны учитывать гораздо больше рисков, связанных с его прохождением, чем обычно. Поэтому на личном контроле премьер-министра в этом году не только подготовка к прохождению ОЗУ, но и процесс анализа факторов, которые должны быть учтены при определении задач в рамках этой подготовки. Ведь от этого зависят комплексные задачи соответствующим министерствам и предприятиям по топливообеспечиванию, логистике, корректировке ремонтных кампаний, планам восстановительных работ, формированию запасов товарно-материальных ценностей и т.п. Хочу заверить, правительством прилагается максимум усилий,

– Что с запасами угля? Насколько реально выполнить план правительства в 3 млн. тонн на начало отопительного сезона?

– Нереальные задачи правительство не ставит. Если провести детальный анализ информации относительно текущих складов на станциях, объемов добычи угля частными и государственными угледобывающими предприятиями, объемов угля, который сжигается сегодня и будет сжигаться до начала ОЗУ с учетом ожидаемых режимов работы доступной тепловой генерации, то станет вполне понятной реалистичность достижения показателя в 3 млн. тонн. В нашем случае стоит задача сформировать запас, максимально опираясь на внутренний доступный ресурс. В целях того, чтобы ресурс гарантированно был доступен, правительством недавно было принято решение о временном ограничении экспорта ряда энергоносителей, в т.ч. уголь. Понятно, что в первую очередь будут покупаться угли государственных шахт, а докупаться – у частных.

Учитывая тяжелое финансовое состояние ключевых производителей (значительно меньшие по сравнению с планом объемы производства, снижение уровня оплаты товарной продукции) при формировании стратегического запаса угля на зиму необходимо найти дополнительные финансы. Сегодня рассматривается вариант с финансированием создания стратегического запаса со стороны “Укрэнерго”. Ведет активную работу, чтобы определиться со способом делегирования такой функции. В качестве одного из вариантов можно использовать средства, которые компания получила в качестве платы за доступ к пересечению. Таких средств уже сегодня на отдельном счете компании 2,7 млрд. грн. Однако этот способ требует законодательных изменений, поскольку нецелевое использование таких средств ограничено прямой нормой закона, не считая того во время военного положения дозволить себе держать замороженными такое количество средств (насущной потребности в финансировании проектов по расширению межгосударственных интерконнекторов в таковых размерах компания не имеет) точно нецелесообразно. Это, кстати, не единственный рассматриваемый вариант. Убежден, что в ближайшее время будет решение…

Порядок использования и оплаты угля из стратегического запаса будет определен Минэнерго, но с высокой вероятностью основным его получателем будет государственная компания “Центрэнерго”. Именно в этой компании ситуация тяжелая, ведь среди прочего они до сих пор работают на очень дорогом миксе угля. До сих пор компания использует значительные объемы импортируемого под прошлый ОЗУ дорогостоящего угля, в то же время последние 4 месяца работает, как и все, на профицитном (а значит дешевом) рынке, не покрывая реализацией электроэнергии ее себестоимость.

Добавим к этому потерю Углегорской ТЭС и длительную вынужденную работу Змиевской ТЭС…

– А “Донбассэнерго”, как быть с ним?

– Чрезвычайно трудный вопрос… Он, к сожалению, сегодня не единственный… Возобновление работы компании с решением многих сложных сопутствующих задач – это то, над чем нам придется поработать уже после деоккупации региона в целом и станции в частности…

– Украина сейчас ищет альтернативы российскому газу, тем более в контексте грядущего отопительного сезона, который уже анонсируют как потенциально самый тяжелый за все годы. Какие идеи имеют ближайшую перспективу реализации?

Если рассматривать краткосрочную перспективу, то должен быть реализован ряд мер, в первую очередь, в частности полный выкуп газа внутренней добычи. Но для того, чтобы сформировать к началу ОЗУ 19 млрд. куб. м запасов, этого будет недостаточно, и необходимо импортировать. НАК должен найти и предложить источники финансирования, заключить контракты и дополнительные поступления ресурса.

Я надеюсь, в ближайшие дни мы услышим от главы “Нафтогаза” результаты его недавнего визита в США, целью которого было, в частности, проведение переговоров по финансированию закупки импортного газа.

Другой важный вопрос – диверсификация источников поставки. Очевидно, что на газ российского происхождения не стоит рассчитывать.

Насколько мне известно, НАК прорабатывает различные возможные варианты, включая поставки сжиженного газа. Учитывая текущие логистические ограничения каждого из вариантов решения и невозможность их быстрого решения, НАКом должны быть тщательно проработаны все возможные направления поставки: Польша (в т.ч. через LNG терминал), Словакия, Венгрия, Катар и др. Последние дни россияне существенно снизили прокачку по Северному потоку-1, при этом регулярно снижают объемы транзита по нашим сетям. Это более чем прозрачный намек европейцам по поводу перспектив на ближайшую зиму. Энергетический шантаж этой зимы ожидается наиболее масштабным за последние несколько лет. Собственно с этой целью все эти альтернативные газопроводы и строились.

– В этом году понятно. Как быть дальше? Какие направления могут быть перспективны для обеспечения энергонезависимости?

Их действительно много. Один из них, к примеру, недавно озвучил министр энергетики. Это задействование механизмов энергосбережения, чтобы снизить потребление газа до объема его внутренней добычи. Хотя в рамках этого ОЗУ такая цель, конечно же, не может быть достигнута. Учитывая колоссальные объемы повреждения жилья, инфраструктуры, пока не ясно, как быстро мы сможем в полной мере заняться энергосбережением. Нам готовы очень серьезно помогать наши партнеры, но очевидно, что объем этой помощи станет существенным уже после завершения боевых действий.

Вернемся к газодобыче. Если проанализировать деятельность частных и государственных газодобывающих компаний, можно заметить, что у частников получается лучше добывать газ, обеспечивать положительную динамику при меньших затратах, чем в государственной компании.

У “Укргаздобычи” есть, конечно, свой набор аргументов. Часть из них носит объективный характер – это и задержки с выдачей новых лицензий, дорогостоящие геологоразведки и глубинное бурение, длительные бюрократические процедуры оформления разрешительных документов и т.п. Это все верно. Но я сторонник другого вывода – государству тяжело быть эффективным управленцем. Частные компании, напоминаю, работают в идентичных условиях и показывают гораздо лучший результат. Мы видим хорошую динамику прироста частной газодобычи, в отличие от результатов, которые демонстрирует УГО. Поэтому, по моему мнению, эффективнее было бы на прозрачном аукционе реализовать активы УГО частным структурам. Ключевое условие в этом предложении – это прозрачный международный тендер, привлечение ведущих иностранных компаний, специализирующихся на этой деятельности.

Один из таких способов через соглашения о разделе продукции. Мы же смогли в конце 2020 года успешно завершить переговоры с инвесторами и подписать 9 СРП. И это произошло в условиях радикального понижения рыночных цен на газ. В таких обстоятельствах переговоры шли тяжело. Часть потенциальных инвесторов вышла из переговорного процесса именно из-за неприемлемой низкой расчетной рентабельности проектов… Да, в процессе переговоров, мы потеряли тогда несколько интересных иностранных компаний, но с теми, кто остался довели их до логического завершения и подписали соглашения! Считаю этот опыт должен масштабироваться.

– А насчет водорода? Сейчас чуть ли не каждая украинская энергокомпания, у того же “Нафтогаза” или “Энергоатома” есть по несколько меморандумов по развитию этого направления, впрочем, скептиков по этому поводу тоже хватает.

– О водороде можно говорить долго – тема действительно медийно популярная. Я же отношусь к этому вопросу с осторожным оптимизмом. Давайте вспомним, что у него есть серьезное преимущество – он при сжигании образует воду с очень хорошим энерговыделением. Для внешней среды это идеальный цикл. Я убежден, что водород точно имеет будущее.

Однако текущих проблем с его получением, хранением, транспортировкой и использованием хватает. Все перечисленные этапы обращения с водородом характеризуются дороговизной и технологической сложностью. К примеру, если добывать его из пресной воды, то необходимо производить оценку водного баланса. Напомним, что Украина на одном из последних мест в Европе по обеспечению пресной водой на душу населения. Учитывая большую энергоемкость его добывания, одним из требований является размещение электролизеров рядом с мощными источниками электроэнергии.

Но напомню, до сих пор открыт вопрос его активного промышленного использования. А ведь на больших электростанциях водород добывают и сегодня, причем в существенных объемах для технологических нужд. То есть, при наличии пилотного проекта, связанного с использованием водорода в Украине, его можно легко найти. Если же мы рассматриваем модель организации производства/добычи водорода у нас и дальнейшую продажу в европейские страны, то реальные технологические решения, позволяющие эффективно передавать этот газ на большие расстояния, мне не известны. Так же не выглядит реалистично использование существующей ГТС для этой цели в силу специфических физико-химических свойств газа с наименьшей известной человечеству молекулой. И это еще далеко не весь список свойств водорода, замедляющих его активное использование.

Но тема водорода все равно перспективна. Человечеству только необходимо подтянуться в технологиях.

К этому выводу подталкивают экологические приоритеты, уже сегодня лежащие в основе энергостратегий подавляющего большинства цивилизованных государств… Война в нашем государстве уже внесла краткосрочные коррективы в политику стран западной Европы, которые во избежание энергетического коллапса уже даже заявили о расконсервации угольных станций на эту зиму, такого типа решения не повлияют на долгосрочную стратегию, преследующую цели устойчивого развития и вынужденную реакцию на энергетический шантаж России.

– Скажите, правительство не отказалось от идеи о делегировании ему полномочий Верховной Рады на время войны? На каком этапе соответствующий законопроект?

– Этот законопроект находится на подписи президента страны. Верховной Радой он был проголосован еще, кажется, в марте… Законопроектом предусмотрено, что Кабмин с целью оперативного принятия решений, необходимых в условиях войны, своими актами может изменять нормы законов за исключением тех положений, которые касаются ограничения конституционных прав граждан и голосования которых требует конституционной большинства в Верховной Раде. Во время рассмотрения законопроект дополнили мерой пресечения – после принятия правительством решений, изменяющих нормы законов, Кабинет министров в трехдневный срок обязан зарегистрировать соответствующие изменения в закон. Если в течение 30 дней Совет их не рассматривает, изменения действуют до завершения военного положения. Если отклоняет – изменения прекращают действие с момента отклонения. Если он утверждает, то изменения действуют на постоянной основе. (Нина Яворская, Укррудпром/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий