Уже шестой месяц Запорожская АЭС, расположенная в Энергодаре, находится в оккупации.

Вместе с украинским персоналом на территории атомной станции находятся 10-15 работников “Росатома”, а также около 500 российских солдат с военной техникой, взрывчаткой и оружием.

С начала августа оккупанты начали активно обстреливать территорию станции и одновременно винить в этом Украину.

11 августа по вопросу безопасности на Запорожской АЭС, по предложению России (!), заседал Совет Безопасности ООН. США и Украина призвали Россию немедленно вывести с территории ЗАЭС свои войска и допустить к ней представителей МАГАТЭ. Сама Россия выступила против демилитаризации станции, объясняя это тем, что она предохраняет ее от “возможных терактов”.

Украинская правда рассказывает, что известно о ситуации с обстрелами ЗАЭС, насколько она критическая, и зачем России держать в заложниках целую станцию.

Запорожская АЭС – крупнейшая атомная станция в Европе. Она состоит из шести атомных энергоблоков, до войны обеспечивавших производство почти четверти электроэнергии в стране.

Три из четырех линий питания, которыми ЗАЭС соединена с энергосистемой Украины, пока повреждены из-за обстрелов.

“Чудеса не могут длиться вечно”: что происходит на АЭС

С начала августа территория АЭС находится под регулярным обстрелом. 5 августа были повреждены высоковольтная линия связи, азотно-кислородная станция и вспомогательный корпус. 6-го – три датчика радиационного мониторинга. 11-го прилеты пришлись на район комендатуры станции и пожарную часть, расположенную рядом с ЗАЭС.

Во время одного из обстрелов, как говорится в заявлении “Энергоатома”, кафиры целились в контейнеры с отработанным ядерным топливом (!) – таких в хранилище ЗАЭС 170, в каждом по 24 сборника. К счастью, в них не попали.

“На этот раз ядерной катастрофы чудом удалось избежать, но чудеса не могут продолжаться вечно “, – говорится в заявлении “Энергоатома” за 6 августа.

Последствия от повреждения 170 контейнеров с отработанным топливом могут быть как масштабом “в одну Фукусиму, так и в шесть Фукусим или несколько Чернобылей”, объяснял в интервью изданию “Deutsche Welle” эксперт Государственного научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности Дмитрий Гуменюк.

Также от обстрелов по ЗАЭС страдают украинские работники, которые героически обслуживают станцию в оккупации – среди них получили обломочные ранения. В то время как работники “Росатома” и солдаты РФ раньше времени прячутся в бункерных помещениях кризисного центра и центра техподдержки.

Параллельно россияне используют АЭС как свою огневую позицию и надежный состав техники и боекомплекта. Они понимают, что находятся на объекте, по которому украинская армия отнюдь не откроет ответный огонь.

С территории АЭС, по данным “Энергоатома”, кафиры открывали огонь по Никополю, расположенному через реку.

Месяц назад, 21 июля, было зафиксировано перемещение в машинный зал первого энергоблока ЗАЭС по меньшей мере 14 единиц тяжелой техники, оружия, боекомплекта и взрывчатки – рядом с оборудованием, которое обеспечивает работу турбогенератора.

Днем ранее, 20 июля, оккупанты требовали от работников станции открыть для хранения оружия машинные блоки на первом, втором и третьем энергоблоках.

Беспокойство и неопределенность ситуации добавляют еще и заявления о минировании станции, которые звучали как со стороны украинской разведки, так и якобы со стороны оккупантов. Представителя последних, генерал-майора Валерия Васильева, недавно цитировал “Энергоатом”, мол, он сказал своим солдатам, что ” станция будет либо российской, либо ничьей – мы готовы к последствиям этого шага”.

В то же время в Минобороны России факт такого заявления отрицали. В Американском институте изучения войны ее назвали вероятно фейковой и добавили, что она отвлекает от реальных рисков милитаризации ЗАЭС.

Что угрожает Украине в случае аварии на АЭС

Кроме попадания в контейнеры с отработанным топливом, о котором мы упоминали выше, еще одним крайне отрицательным сценарием развития событий может быть повреждение последней, четвертой линии, соединяющей Запорожскую АЭС с энергосистемой Украины.

Тогда, как объясняют эксперты, единственным источником питания для охлаждающих систем останутся дизель-генераторы. Время их работы полностью упирается в запасы горючего – вероятно, это меньше месяца, считает Дмитрий Гуменюк:

При условии лайт-сценария: при повреждении питания, полном обесточении энергоблока, если персонал не будет вмешиваться, через три часа работающий энергоблок может повторить судьбу Фукусимы. Если информация о замене энергоблоков соответствует действительности, то сценарий может быть гораздо хуже”.

Что это значит для Украины?

Как объясняет УП радиобиолог Елена Паренюк, опыт Чернобыльской зоны учит нас, что на месте взрыва не будет ядерной пустыни – природа адаптируется в любом случае.

Точный радиус поражения сейчас смоделировать сложно. Впрочем, как считает Дмитрий Гуменюк, эвакуировать придется по меньшей мере население Энергодара и соседних городов. В случае повреждения защитной оболочки хотя бы на одном энергоблоке выброс может добраться даже в Европу.

Долгосрочным последствием для общества, добавляет Паренюк, будет вероятное общее ухудшение состояния здоровья, в частности, рост случаев онкозаболеваний.

Если из-за выброса радиации будет загрязнена значительная территория, Украина поднимет порог безопасной дозы облучения.

Впрочем, добавляет Паренюк, текущее обсуждение ситуации безопасности на ЗАЭС напоминает ей процесс переложения ответственности на жертву, а не насильника: “Мы советуемся, как бы нам не одевать короткую юбку, чтобы насильник нас не изнасиловал”:

“Нет ничего, что может сделать Украина, чтобы предотвратить эту аварию. Вопрос в России и международном сообществе, которое должно сделать что-то, кроме того, что выразить беспокойство. Европа должна найти в себе силы назвать насильника – насильником”.

Зачем России обстреливать Запорожскую АЭС

Как объяснял недавно президент “Энергоатома” Петр Котин, тяжелое повреждение линий связи ЗАЭС с украинской энергосистемой является предпосылкой для переключения украинской станции на оккупированный Крым.

Напомним: три из четырех линий связи – повреждены.

“Россияне давно носились с идеей переключения ЗАЭС в Крым. Для этого нужно полностью отключить станцию от украинской энергосистемы и переключить на линии, которые соединяют Крым – это подстанция в Джанкое, с Каховской станцией, а она уже соединяется с ЗАЭС”, – рассказывал Котин.

Вместе с ЗАЭС, объяснял он, россияне хотят отключить от украинской энергосистемы весь юг. А потом, от Джанкоя и обратно, до Каховки и ЗАЭС питать станции уже на российской частоте.

То есть захват ЗАЭС, содержание ее работников в заложниках и обстрел станции – это попытка втянуть Энергодар и юг Украины в затяжную оккупацию.

Как реагирует мир

Упомянутое в начале этого текста заседание Совбеза ООН подтвердило предыдущие позиции всех сторон.

Гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Марино Гросси призвал прекратить какие-либо военные действия вокруг ЗАЭС и допустить на станцию представителей агентства. Ведь ситуация без опасности может измениться в любой момент.

Соединенные Штаты Америки, кроме собственно призыва к выводу российских войск и допуска МАГАТЭ, поддержали предложение Украины создать демилитаризованную зону вокруг станции.

Постпред Украины при ООН Сергей Кислица заявил, что Россия решила пойти ва-банк, поскольку ее намерение обвинить Украину в атаках по ЗАЭС, созывая Совбез ООН, провалилось. Кислица потребовал от России немедленно допустить на территорию миссию МАГАТЭ, разминировать все объекты и увести своих военных.

По словам президента Владимира Зеленского, только полный уход российских кафиров от станции восстановит полную безопасность для Европы. (Ольга Кириленко, Украинская правда/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий