Ближневосточные нефтедобытчики начинают гонку за право занять нишу России на европейском нефтяном рынке, которая должна освободиться к концу года после вступления в силу санкционного эмбарго.
Министр нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии принц Абдул-Азиз ибн Салман на днях сделал неожиданное заявление: ситуация на фьючерсном рынке нефти расходится с фундаментальной, это может заставить страны ОПЕК+ сократить добычу.
Трейдеры восприняли это как нежелание саудовцев дать ценам на нефть опуститься слишком низко: Brent и так подешевела со $125 за баррель в начале июня до $92 в середине августа. После слов Абдул-Азиза ибн Салмана цена вернулась к $100 за баррель.
Но у Эр-Рияда был и тайный адресат – администрация президента США Джо Байдена, которая заканчивает подготовку к договоренности с Ираном по его ядерной программе, пишет Financial Times. Как рассказали газете люди, знакомые с позицией руководства Саудовской Аравии, выступление министра частично объясняется желанием указать Вашингтону на последствия возвращения Ирана на мировые рынки.
“Думаю, не будет преувеличением сказать, что ранее в этом году Саудовская Аравия и другие региональные акторы были достаточно уверены, что в ближайшем будущем договоренность с Ираном достигнута не будет, – сказала FT Хелима Крофт, бывший аналитик ЦРУ и специалист по странам ОПЕК в RBC Capital Markets. – Теперь, когда переговоры возобновились, думаю, они будут внимательно оценивать последствия от потенциального заключения соглашения для нефтяного рынка и безопасности в целом”.
США 23 августа заявили, что в позициях сторон “сохраняются расхождения”. Иран получил ответ США на свои предложения и вскоре должен отреагировать. Ранее о сближении позиций между Тегераном и Брюсселем сообщил Евросоюз.
В случае заключения сделки Иран поначалу намерен восстановить поставки в Европу до уровня, который был до введения Дональдом Трампом санкций против него в 2018 г. (которые Эр-Рияд тогда поддержал). В средиземноморские страны он экспортировал около 0,6 млн. баррелей в сутки. Но потенциально Иран способен увеличить поставки за рубеж на 1,3 млн., пишет FT, причем достаточно быстро: хотя на модернизацию нефтедобывающих предприятий уйдет время, у Ирана сейчас много нефти хранится в море на танкерах.
Примерно столько же, 1,3 млн. баррелей нефти в сутки (примерно 5% добычи ОПЕК), сейчас в Европу поставляет Россия. Но в начале декабря она лишится такой возможности, так как в силу вступит эмбарго.
Но на нишу российской нефти уже положила глаз Саудовская Аравия. В июле прокачка в европейские страны по идущему через Египет трубопроводу SuMed ближневосточной нефти (в основном, там именно саудовское сырье) достигла 1,2 млн. баррелей в сутки. В начале года он поставлял вдвое меньше, но во II квартале объемы стали быстро расти.
Саудовская Аравия наращивает экспорт в Европу, в том числе, потому, что из Азии ее частично вытесняет дешевая российская нефть. Летом Эр-Рияду даже пришлось снизить цену на поставки своей нефти в Китай, чтобы удержать долю рынка.
Energy Aspects предупредила на этой неделе, что в случае полноценного возвращения Ирана на мировой рынок цена нефти может упасть ниже $80 за баррель. США тоже хотели бы удешевления нефти, подорожание которой стало одним из факторов высокой инфляции. Но “саудовцы ясно дают понять, что не хотят видеть цену ниже $100 за баррель”, говорит Гэри Росс, специалист по ОПЕК и бывший руководитель энергетической консалтинговой фирмы Pira. (Moscowtimes.eu/Энергетика Украины и мира)