Как страны ЕС защищают своих потребителей от спекулятивных цен российский на газ? Комментирует Станислав Казда, директор по стратегии развития “Региональной газовой компании”.
Спекулятивные цены на газ, которые в Европе достигали $3300 за тысячу кубометров, повлияли на розничные рынки.
В первую очередь – на сектор коммунального хозяйства. Для потребителей выросла стоимость газа, электроэнергии, тепла.
Поскольку рост был очень резким, европейские правительства совместно разработали ряд мер, чтобы снизить ценовые шоки для потребителей.
В основе их решений лежало несколько базовых положений:
- Полный отказ от российского газа в 2023 году. Все европейские страны движутся к этому с разной скоростью. Единственный “тормоз” – Венгрия.
Но я думаю, что рано или поздно венгры разочаруются в сотрудничестве с РФ и поймут, что долгосрочные контракты с российскими поставщиками – это ошибочное решение.
- Greendeal не откладывается. Напротив, его внедрение ускоряется. Потому что возобновляемые ресурсы – один из вариантов освобождения от политической зависимости от российского газа.
- LNG-терминалы. Чехия за два месяца смогла договориться и выкупить мощность 3 млрд. куб. м LNG-газа уже на этот отопительный период в одном из новых терминалов, открывшихся в прошлом месяце в Нидерландах.
Нас ожидает открытие около 13 терминалов в течение следующих двух лет, некоторые из которых будут открыты даже в течение этой зимы.
Поэтому Украине следует получить долгосрочный контракт поставки сжиженного газа и иметь доступ к LNG-терминалам.
- Новые газопроводы. В Европе очень активно работают над строительством новых газопроводов, которые будут связывать Северное море с южными морями.
И я думаю, что это один из вариантов для Украины – построить новые газопроводы через Польшу или другие страны, по которым можно транспортировать газ с других территории.
- Сокращение потребления. В Европе было принято решение сократить потребление газа на 15% уже в нынешнем отопительном сезоне. В первую очередь путем ускоренного перехода на возобновляемые ресурсы. К примеру, в Чехии на эти цели выделили около 100 млн. евро на следующие три года.
При этом европейцы допустили определенные нерыночные методы регуляции, которые будут действовать в течение двух лет.
– Ограничение цен на газ и электроэнергию. Этот шаг полностью согласован и будет действовать только в нынешнем отопительном сезоне;
– Вводятся субсидии – даже ограничение цен сверху будет слишком высоким для отдельных потребителей. Причем речь идет как о домохозяйствах, так и предприятиях.
Например, Чехия предоставит 10 млн. евро для 8 тысяч крупнейших промышленных предприятий в нынешнем отопительном сезоне;
– Вводится “военный налог”. Это способ ограничить маржинальность трейдеров, получающих дополнительную прибыль за счет высоких цен на энергоносители. Но он будет действовать максимум два года;
– “Экоиндульгенция” для тепловиков – производители тепла получили право на два года использовать уголь, мазут и другие виды топлива;
– Гарантированный поставщик газа и электроэнергии – в Европе появятся такие поставщики. Но они будут работать максимум два года и никак не будут менять существующую модель рынка.
Я несколько раз встречал в Украине такую точку зрения, что раз уже в ЕС пришли к нашей модели рынка, значит у нас все в порядке.
Я прошу вас понять, все наоборот: украинский рынок – не работает. Потому что в Европе эти меры предпринимаются временно для разрешения кризиса, а не как системное решение.
Это не стратегический разворот от рынка, а тактические задачи, которые нужно выполнить, чтоб оградить потребителей от спекулятивного шторма.
Хочу заметить, что при этом в Европе речь не идет об ограничении или сокращении нынешних тарифов на транспорт, распределение, на производственно-технологические расходы. Они остаются постоянными.
Временные меры не уродуют те структуры рынка, которые уже созданы в Европе. Их главная цель – поддержать и сохранить базовые принципы работы рынка.
На мой взгляд, Украине следует предпринимать шаги в направлении децентрализации энергетической инфраструктуры. К примеру, установка на крышах солнечных батарей, с помощью которых создается виртуальная солнечная электростанция.
Они работают сами на себя, а остатки электроэнергии передают в сеть. Также можно действовать и с биометановыми станциями, которые будут работать на местном сырье и будут продавать “зеленые сертификаты” европейским трейдерам.
Не говоря уже о тепловой генерации на биомассе. Украинцам следует перейти от круглых столов к реальным действиям. Тем более учитывая возможное полное прекращение транзита этой зимой. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)