Станет ли венесуэльская нефть альтернативой поставкам из РФ, вытесняемым с мирового рынка западными санкции

Белый дом настроился на большие изменения в своей нефтяной политике. Они назрели после 24 февраля, когда кремль начал полномасштабную войну против Украины и западные союзники стали принимать антироссийские санкции, пытаясь остановить имперские аппетиты Путина.

Ускорить поиск новых решений администрацию Джо Байдена подталкивает рост цен на внутреннем топливном рынке, а также эмбарго на российскую нефть, которое вступает в силу 5 декабря. Оно может создать дефицит для потребителей в европейских странах, которые являются союзниками США и Украины.

Один из вариантов смягчения ситуации – возобновление доступа американских корпораций к добыче нефти в Венесуэле. Эта возможность была полностью заблокирована три года назад президентом США Дональдом Трампом, который ужесточил санкции против режима Николаса Мадуро. Теперь в Вашингтоне другие настроения.

Об одном из результатов новой американской нефтяной дипломатии стало известно в субботу, 26 ноября. В этот день Министерство финансов США объявило о возобновлении лицензии на разработку месторождений в Венесуэле для нефтяной корпорации Chevron.

Mind разобрался в политических последствиях и рисках, которые будут влиять на реализацию данного решения. А также выяснил, когда венесуэльская нефть действительно может вернуться на мировой рынок и какие обстоятельства могут этому помешать.

В чем суть договоренностей? Предпосылки для восстановления лицензии калифорнийской корпорации Chevron на добычу нефти в Венесуэле возникли после того, как правительство президента Николаса Мадуро и оппозиционная коалиция подписали в Мехико соглашение о сотрудничестве. Посредником в этих договоренностях выступила Норвегия. Они предусматривают разблокирование программы гуманитарной помощи на $3 млрд., а также переговоры власти и оппозиции о проведении “свободных и честных выборов”.

Упомянутые $3 млрд. – это замороженные из-за санкций государственные нефтяные доходы Венесуэлы в зарубежных банках. Подразумевается, что их распределение будет контролироваться структурами ООН. Средства будут использованы для финансирования проектов в области здравоохранения и очищения воды, урегулирования продовольственного кризиса, строительства новой энергетической инфраструктуры.

Что предусматривает лицензия? Она позволяет Chevron возобновить разработку нефтяных месторождений в Венесуэле, а также экспортировать сырье на американские НПЗ. Это будет совместная добыча с национальной нефтяной компанией Венесуэлы Petroleos de Venezuela SA (PdVSA). Срок действия лицензии – шесть месяцев.

По лицензионным условиям, прибыль от продажи венесуэльской нефти пойдет на погашение PdVSA долга в сотни миллионов долларов перед Chevron. Министерство финансов США потребует от Chevron подробных отчетов о финансовых операциях в Венесуэле, чтобы исключить коррупцию.

Кроме того, США в любой момент могут отозвать лицензию или изменить ее условия, если в течение срока действия разрешения правительство Николаса Мадуро не будет “добросовестно вести переговоры” с оппозицией. “Если Мадуро снова попытается использовать переговоры, чтобы выиграть время для дальнейшей консолидации своей преступной диктатуры, Соединенные Штаты и наши международные партнеры должны восстановить в полной мере все санкции”, – заявил сенатор Роберт Менендес, глава сенатского комитета по международным отношениям.

Чем Мадуро не угодил Америке? Бизнес Chevron и других американских компаний в Венесуэле был ограничен в результате ужесточения санкций против режима Мадуро администрацией президента Дональда Трампа. Потом и без того сложная ситуация в экономике страны стала ухудшаться еще более стремительно. Тем самым Вашингтон хотел добиться свержения Мадуро, но до сих пор этого не удалось.

Сейчас Венесуэла производит около 700 000 баррелей нефти в сутки. В 1990-е годы, когда ее экономика была на высоте, добыча превышала 3 млн. баррелей в сутки. Аналитики сомневаются, что Венесуэла сможет в среднесрочной перспективе увеличить добычу до 1 млн. баррелей в сутки – это скромный показатель, который отражает дефицит инвестиций и запущенное состояние нефтяной промышленности в стране.

В администрации Байдена утверждают, что решение о выдаче лицензии Chevron никак не связано с высокими рыночными ценами на нефть и ростом инфляции. “Речь о том, чтобы режим Мадуро предпринял шаги, необходимые для поддержки восстановления демократии в Венесуэле”, – сказал The Wall Street Journal один из чиновников.

Как работает “нефтяная дипломатия”? Лицензия запрещает Chevron платить налоги и роялти правительству Венесуэлы. Это условие удивило некоторых экспертов. Они ожидали, что прямые доходы побудят PdVSA отказаться от теневых поставок нефти в Китай с большими скидками, на которые компания полагается, чтобы получать доходы в обход санкции.

“При таком раскладе у Мадуро нет серьезных стимулов, чтобы передавать легально нефтяные грузы Chevron для погашения долга”, – сказал в комментарии WSJ Франциско Мональди, директор Латиноамериканской энергетической программы в Baker Institute for Public Policy при Университете Райса.

Ограничение в сроке действия лицензии для Chevron экспертами рассматривается как способ, который может заставить Мадуро продолжать переговоры с оппозицией – это ключевое условие США. Американский рынок традиционно является основным для венесуэльской нефти.

“Вместо того, чтобы в один момент полностью открыть дорогу венесуэльской нефти в США, лицензия предлагает постепенный путь нормализации отношений. Успех зависит от уступок со стороны режима Мадуро на политическом фронте и в области прав человека”, – говорит Луиза Паласиос, старший научный сотрудник в Center on Global Energy Policy при Колумбийском университете.

Chevron планирует восстановить утраченную добычу на венесуэльских месторождениях без крупных затрат и новых инвестиций, исключительно за счет технического обслуживания своих нефтяных скважин. Компания планирует соблюдать такую “диету” до тех пор, пока PdVSA не погасит долг в размере $4,2 млрд. На это может уйти два-три года, в зависимости от конъюнктуры на нефтерынке.

К чему это может привести? Аналитики говорят, что новое соглашение Мадуро и оппозиции порождает ожидания, на реализацию которых потребуются время. “Обеспечить успех переговоров будет непросто. Но ясно, что постепенное ослабление санкций – единственный путь вперед. Сейчас наступил момент, когда переговорщики пьют шампанское, но предстоит еще много работы”, – говорит Джефф Рэмси из Washington Office on Latin America.

“Венесуэльская проблема Байдена стала еще сложней”, – отмечает обозреватель американской редакции Newsweek Том О’Коннор.

В странах Латинской Америки, окружающих Венесуэлу – Бразилии и Колумбии, – к власти пришли левые политики. Это значит, что администрация Джо Байдена осталась в регионе почти без союзников, которые могли бы поддержать отстранение от власти в Венесуэле социалиста Николаса Мадуро.

Существенные преграды возникают из-за последствий агрессивной политики Трампа против режима Мадуро и лоббизма демократически настроенной венесуэльской диаспоры в США, которая выступает за смену власти на родине. Но венесуэльская оппозиция раздираема внутренними противоречиями, дискредитирована и не имеет новых лиц, которые можно было бы предложить избирателям.

Если американская нефтяная дипломатия все же продвинется вперед, в краткосрочной перспективе увеличить добычу нефти в Венесуэле невозможно из-за длительных экономических проблем и нехватки инвестиций. Кроме того, когда под давлением агрессивных санкций из Венесуэлы ушли американские нефтяные компании, Каракас начал замещать их сделками с Китаем и Ираном.

Поэтому администрации Байдена придется проявить недюжинную смелость и креативность, чтобы одновременно решить несколько задач: возобновить энергетическое сотрудничество с Каракасом, сохранить приверженность венесуэльской диаспоре в США и усилить партийные рейтинги, значение которых нарастает по мере приближения официальной президентской гонки 2024 года. (Светлана Долинчук, Mind.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий