Европа готовится к головокружительным изменениям в снабжении нефтью и нефтепродуктами. С 5 декабря стартует эмбарго на импорт российской нефти, с 5 февраля – на импорт нефтепродуктов.

Напряжение растет с каждым днем, ведь речь идет о замене почти 40%-ной доли рынка. Эксперты и аналитики уже говорят о беспрецедентном “дизельном” кризисе. Важную роль в будущей конфигурации рынка, и, в частности, в поставке в Украину, будет играть Турция – мощный нефтяной хаб во всем Средиземноморье, вес которого в последнее время стал еще больше. Прежде всего, и потому, что Турция остается надежным убежищем для российского топлива.

Экономический кризис нанес удар по объемам потребления нефтепродуктов в Турции. По данным Консалтинговой группы “А-95”, за 9 месяцев 2022 года рынок дизельного горючего в стране снизился на 1,1 млн. тонн, до 18,2 млн. тонн. Ослабление национальной валюты, турецкой лиры, привело к тому, что с начала года розничная цена на дизтопливо выросла с 12-12,5 TL/л до 25-26 TL/л. Для населения и бизнеса такое удорожание было существенным, поэтому многим пришлось урезать расходы на горючее.

Снижение внутреннего спроса сказалось на объемах импорта дизельного горючего в Турцию. Согласно данным турецкого статистического офиса, за 9 месяцев поставки продукта в страну уменьшились на 0,8 млн. тонн, до 6,87 млн. тонн продукта. Более 60% импорта в Турцию составляет дизтопливо российского и индийского производства. Но в этом году объемы поставки продукта по этим направлениям уменьшились на 0,7 млн. тонн. Также почти на 1 млн. тонн сократились поставки из Греции и Израиля. В то же время импорт дизтоплива из Италии и Болгарии вырос на 0,7 млн. тонн.

Изменения в географии импорта произошли из-за введения санкций западными странами против российских нефтяных компаний. В Италии и Болгарии расположены НПЗ, принадлежащие компании “ЛУКойл”. Формально “ЛУКойл” и родственный ему Litasco не находятся под санкциями. Однако весной отдельные европейские банки отказались предоставлять трейдеру кредитные и клиринговые услуги. Кроме того, партнеры Litasco, опасаясь введения санкций против них в случае продолжения сотрудничества с имеющей российские корни компанией, прекратили закупку нефтепродуктов. Турецкая банковская система оказалась более лояльной российским компаниям. К тому же “ЛУКойл” владеет в Турции розничной сетью, в составе которой более 600 АЗК.

Дизель с турецкого берега

Благодаря географическому положению, Турция играет роль транзитного пункта для многих региональных рынков нефтепродуктов. С начала военной агрессии со стороны российской федерации украинским компаниям пришлось кардинально перестроить логистику топливного рынка. И в этом случае значение турецкой транспортной инфраструктуры существенно возросло, ведь страна приобрела статус ключевого поставщика дизельного топлива в регионе.

В начале лета турецкий оператор терминалов Opet начал активно наращивать перевалку дизельного горючего в адрес украинских покупателей. С июня по сентябрь из терминалов Opet украинским покупателям было отгружено 158 тысяч тонн продукта. По данным “А-95”, это было преимущественно индийское и итальянское дизтопливо. При этом продукт турецкого производства в Украине попадал по территории Румынии.

В конце весны 2022 г. компания Socar начала поставки дизельного горючего производства STAR Rafineri в румынские порты. За девять месяцев этого года в Румынию было отгружено 344 тыс. тонн продукта, имеющего турецкое происхождение. Значительная часть этого объема впоследствии была реэкспортирована в Украину автомобильным и железнодорожным транспортом. Следует отметить, что в прошлом году турецкие производители отгрузили в Украину 256 тысяч тонн дизельного горючего. Однако рост рисков и фактическая блокада топливных терминалов в Одессе и Черноморске заставили экспортеров изменять пути снабжения продукта.

Дыхание эмбарго

По мнению аналитиков “А-95”, схема обеспечения нефтепродуктами рынка Турции может претерпеть определенные изменения в следующие несколько месяцев. С 5 декабря вступает в силу эмбарго Евросоюза на морскую российскую нефть. Введение ограничений создаст сложности в обеспечении сырьем для упомянутой ранее компании “ЛУКОЙЛ”, оперирующей заводом ISAB мощностью 16 млн. т, расположенного на Сицилии. Технологически завод настроен на переработку российской нефти сорта Urals, и, очевидно, он не успеет перестроить производственный цикл под сырье другого углеводородного состава до введения санкций. По простому расчету Турция может потерять до 1 млн. тонн импорта из Италии в 2023 году, если поставки оттуда будут прекращены полностью.

Что касается импорта дизтоплива из Индии, то здесь тоже есть неопределенность. Индийские нефтеперерабатывающие компании начали сокращать объемы закупок российской нефти на фоне эмбарго, до введения которого осталось меньше недели. Компания Reliance Industries Ltd, оператор крупнейшего в мире НПЗ и крупный покупатель сырья из России, пока не размещала заказ на погрузку российской нефти после 5 декабря. Также на паузе закупки государственной компании Bharat Petroleum Corp. Дефицит индийского дизеля Южная Европа, и в частности, Украина испытали уже в ноябре, когда отгрузка продукта прекратилась.

Пока не понятно, как Турция будет вести себя по поводу импорта российского дизтоплива, ведь страна не член Евросоюза и общеизвестна своей гибкой позицией к сотрудничеству с россиянами. Источники на рынке говорят, что турки не пренебрегают российскими поставками и, очевидно, сохранят их и после санкций. В 2021 году ежемесячные объемы экспорта малосернистого дизельного горючего из России составляли примерно 3-3,5 млн. тонн. Приблизительно две трети этих объемов приходилось на ЕС и Украину, на Турцию – еще 10-12%. Поток продукта по направлению Китая и стран южной Азии незначителен, поскольку на востоке страны считается количество НПЗ. Кроме того, пропускная способность “Транссиба” и мощности портовой инфраструктуры не позволяют экспортировать большие объемы. Поставки в страны Южной Америки почти не осуществлялись из-за низкой экономической эффективности таких операций. В текущих обстоятельствах Турция выглядит довольно привлекательным рынком, поэтому можно предположить, что в 2023 году поставки российского дизтоплива в этом направлении вырастут. Однако даже увеличение поставок этого ГП в Турцию не решает проблемы российского экспорта в полном объеме.

“Турецкие компании пользуются случаем и скупают ДП в новороссийскую по отличным ценам, потому что россиянам фактически некуда девать свой продукт”, – говорит трейдер на условиях анонимности.

Более интересно другое: как именно этот продукт используется. Одни считают, что эти партии перепродаются даже без ливня в резервуары портов. Другие отмечают, что Турция все же хочет формально соблюдать новые правила и использует российское топливо для собственных нужд, а топливо своего производства экспортирует. Но ситуация на рынке Европы и в мире быстро меняется, поэтому сложно сказать, как турецкие трейдеры и власти будут действовать в дальнейшем. Понятно одно – от этого будет достаточно сильно зависеть ценовая картина в регионе в целом и обеспечение Украины в частности. (Иван Марченков, аналитик Консалтинговой группы “А-95”, Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий