Почему восстановление энергосистемы займет долгое время, и как это может повлиять на стоимость электроэнергии для потребителей?

Еще несколько месяцев назад мы с энтузиазмом наблюдали за началом экспорта электроэнергии из Украины в Европу.

Это было настоящим скачком ликвидности для исторически пострадавшей от популистского давления политиков отрасли с целью обеспечения достаточно низкой и доступной стоимости электроэнергии для населения, что приводило к нехватке средств для модернизации оборудования “Укрэнерго”, операторов системы распределения и производителей электроэнергии, таких как “Энергоатом”, ДТЭК, “Центрэнерго”.

Даже в сегменте промышленных потребителей регулятор НКРЭКУ осуществляет “ручную” регулировку, устанавливая искусственно заниженные предельные уровни цен (прайс кепы).

С момента начала войны стало еще труднее ожидать повышения тарифов. Экспорт электроэнергии был выгодным делом и обеспечивал приток “свежих” денег в энергосистему.

Россия грубо уничтожила эти зародыши обновления, разрушая трансформаторы, автоматические распределительные устройства и другое оборудование систем передачи и распределения электроэнергии.

С середины октября каждые две недели украинские инженеры снова и снова героически восстанавливают разрушающие россияне. Комплектующие достаются по всей Украине преимущественно путем каннибализации простаивающих мощностей и частично за счет технической помощи Запада.

Однако некоторое оборудование просто нужно покупать. В частности трансформаторы, производимые под нужды конкретных заказчиков, кто-то должен их произвести “с нуля”. И кто должен рассчитываться за это, частично на условиях подписки.

Срок производства измеряется месяцами, а не неделями. Украинское правительство национализировало единственный в стране Запорожский трансформаторный завод, принадлежавший Константину Григоришину, однако оно также нуждается в оборотных средствах, да и к тому же периодически обстреливается.

Потенциал всех профильных производителей стран Запада вместе взятых – все равно не смог бы обеспечить быстрое восстановление объектов, которые Путин разрушает в течение считанных недель. Он одержим болезненной идеей лишить электроэнергии крупные города, в частности, Киев с его небоскребами, и превратить их в призраки.

Крайне болезненной была потеря генерации Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС), которая когда-то производила наибольшую долю дешевой электроэнергии в Украине.

После потери генерации Запорожской АЭС “Энергоатом” больше не может выполнять специальных обязанностей (механизм ПСО обеспечивает дешевую электроэнергию для населения).

Текущая задолженность “Энергоатома” перед “Гарантированным покупателем” за услуги ПСО по снабжению электроэнергией для населения превышает 20 млрд. грн. (около 0,5 млрд. евро).

За зимний отопительный период размер долга может увеличиться еще на 18 млрд. грн.

“Укрэнерго” получило помощь в виде кредитной линии от ЕБРР и подержанного оборудования от доноров, поэтому как-то решает проблемы со снабжением.

Но другие участники рынка без повышения тарифов стремительно упускают возможность восстановления разрушенных объектов критической инфраструктуры. После финансового коллапса может очень быстро наступить и физический.

Без существенного повышения тарифов я вижу только один путь – государственный бюджет. Можно найти относительно нарядное решение.

Старым первородным грехом Украины во время либерализации рынка электроэнергии в 2019 году было непогашение огромного размера просроченной задолженности ГП “Энергорынок”, выступавшего единственным покупателем электроэнергии до запуска новой модели рынка.

Предприятие задолжало участникам рынка примерно 25 миллиардов грн., включая долг “Энергоатома” в размере 11 миллиардов грн.

Причины возникновения просроченной задолженности – неуплата за полученную электроэнергию со стороны ряда государственных предприятий, которые с любой точки зрения являются старым обязательством государства.

Эти средства можно было использовать для продолжения финансирования ПСО для населения и работ по восстановлению уничтоженных или поврежденных генерирующих мощностей.

Поскольку Верховная Рада приняла закон “О мерах, направленных на погашение образовавшейся на оптовом рынке электрической энергии задолженности”, для выплаты нужно внести лишь незначительные изменения в нормативную базу.

Это можно реализовать достаточно оперативно. Безусловно, погашение просроченной задолженности в размере 25 миллиардов грн., сформировавшейся на “старом” оптовом рынке электрической энергии, должно быть прописано отдельной статьей в государственном бюджете на 2023 год.

Таким образом, Украина может решить три проблемы, которые имеют существенное значение для ее будущего: обеспечить непрерывность электроснабжения, его доступность для населения и расчистить площадку для функционирования рынка электрической энергии после войны.

Путин превратил газ в оружие задолго до начала войны. Сейчас он превратил в оружие также электроэнергию. Защита имеет свою цену. (Янез Копач, экс-директор Секретариата Энергетического сообщества специально для ЭП, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий