Эксклюзивное интервью исполнительного вице-президента Еврокомиссии по Европейскому зеленому курсу (European Green Deal) Франса Тиммерманса
– Украина этим летом заявила о намерении начать переговоры по особым условиям участия в правилах CBAM. Как это реально? На какие уступки может рассчитывать Украина?
– Я думаю, что, прежде всего, это показывает, насколько Украина полна решимости немедленно работать над восстановлением и поддерживать экономику, пока ее народ борется за свою свободу. Украина делает выбор в пользу восстановления современной инфраструктуры и промышленности, основываясь на экологически чистой энергетике, и ЕС поддержит эти усилия.
Наиболее насущным является обеспечение украинцев достаточным количеством энергии, чтобы пережить зиму, над чем мы вместе работаем, например, снабжая электрогенераторами. Это будет означать, что в ближайшие месяцы будет производиться больше углеродоемкой энергии, но я не сомневаюсь в решимости Украины восстановить устойчивую экономику, не зависящую от российского ископаемого топлива. Интересы ЕС и Украины здесь во многом совпадают.
Что касается CBAM, то отправной точкой является наше желание избежать того, чтобы усилия внутри ЕС по сокращению выбросов парниковых газов привели к увеличению выбросов в другом месте. Климатический кризис – это глобальный кризис, мы не можем его разрешить, увеличивая выбросы в других местах. Мы также хотим поощрять более чистое промышленное производство в других странах. Поэтому исключения из CBAM не являются нашей отправной точкой. Скорее, мы хотим работать с партнерами, чтобы помочь им очистить свое промышленное производство. В конце концов, если (выбросы) углерода, связанного с вашими продуктами, относительно низки, CBAM не будет применяться на таком уровне.
Система фокусируется на продуктах, а не на странах. Мы разработали CBAM таким образом, чтобы он полностью отвечал правилам международной торговли. Он будет постепенно вводиться в течение следующих нескольких лет. На начальном переходном этапе импортеры товаров в пределах CBAM должны сообщать только о выбросах парниковых газов, связанных с их импортом цемента, железа и стали, алюминия, удобрений, электроэнергии и водорода. Платить за них пока не придется. Пока мы готовимся к запуску системы, Европейская Комиссия обсудит со странами, как учитывать их внутренние системы ценообразования на выбросы углерода и как минимизировать административное бремя товаров, поступающих с их территории.
– Насколько Украина вообще может рассчитывать на уступки в реализации евроинтеграционных требований в сфере экологии с учетом войны и нехватки финансов?
– Это щекотливый вопрос. Евросоюз готов на многое, чтобы поддержать Украину в этой варварской войне. Я думаю, что принятые решения и оказанная поддержка ясно доказывают: еще год назад они были немыслимы. Война еще больше приблизила Украину к европейской семье. С 24 февраля Украина показала, насколько она сильна. Я не осмеливаюсь назвать это “вдохновляющим” из-за крайне ужасного контекста, но храбрость и устойчивость, проявленные Украиной и ее народом, учат нас тому, что ценности, которые мы уважаем, достойны того, чтобы за них бороться. Наша поддержка будет продолжаться, пока Украина не победит в этой войне, а я знаю, что так и будет.
В то же время Европейская Комиссия должна быть требовательна, когда речь идет о процессе присоединения и так называемых acquis communautaire, формирующих сведение законов Европейского Союза. Это – правовые основы нашего Союза, обеспечивающие его повседневное функционирование. То же касается процесса присоединения, основанного на установленных критериях и условиях, которые необходимо выполнить. Но, конечно, Украину не оставят в одиночестве во внедрении этих законов, будь то в области экологии, энергетики или в другой сфере. Как только Украина выполнит критерии для начала процесса вступления, будет оказана широкая поддержка – как техническая, так и финансовая – чтобы помочь приблизиться к полноправному членству в Европейском Союзе. Будущее Украины европейское, и мы хотим помочь стране достичь этого.
– Как учесть требования Green Deal в процессе обновления Украины? Насколько это будет дороже и готов ли ЕС помочь покрыть эту разницу?
– Законодательство, лежащее в основе Green Deal, постепенно станет частью acquis. Большинство из них уже составляет его часть, поскольку многие юридические предложения по выполнению Green Deal на самом деле являются изменениями существующих законов, таких как наша система торговли квотами на выбросы или законы об охране окружающей среды. Конечно, чем больше этих изменений в законодательстве ЕС будет учтено в процессе восстановления Украины, тем легче будет реализовать их в полном объеме после того, как начнется процесс вступления Украины.
Что касается энергетики, то Украина уже достигла значительного прогресса в организации своих рынков электроэнергии и газа, включая анбандлинг и сертификацию операторов газотранспортных сетей, сети передачи электроэнергии, а также структуру рынка электроэнергии и газа на основе правил ЕС. Все это позволило присоединить Украину к сети ЕС в марте прошлого года.
Что касается законов в сфере климата и окружающей среды, требуются дополнительные усилия. Я не могу сказать вам, сколько это будет стоить, но я могу сказать вам, что переход к “зеленой” экономике является правильным путем. Именно здесь находятся будущие рынки, и это также станет залогом большей безопасности. Цена бездействия будет значительно выше, и я могу заверить вас, что ЕС готов продолжать поддерживать Украину сейчас и в будущем.
Учитывая твердую приверженность правительства “зеленому переходу” Украины и огромный потенциал страны для производства возобновляемой энергии, я уверен, что усилия по восстановлению помогут сделать Украину привлекательной “зеленой” экономикой.
– Насколько ЕС стал менее зависим от российских энергоресурсов в 2022 г.? Какие у вас планы на 2023 г.?
– В первые недели после вторжения мы разработали план, чтобы положить конец нашей зависимости от российского ископаемого топлива: RePowerEU. С тех пор это наш указатель, и он работает. Еще год назад Европа без российского газа казалась невозможной, но этой осенью поставки из России были на 80% ниже, чем в прошлом году. Санкции по углю и нефти теперь также вступили в силу.
Вместо России мы обнаружили других надежных поставщиков. Мы также значительно увеличили инвестиции и темпы ввода в эксплуатацию возобновляемых источников энергии. В конце концов, европейские граждане и бизнес экономят много энергии, частично из-за высоких цен, отчасти из-за погодных аномалий этой зимой – у нас был исключительно теплый октябрь, а сейчас температуры на 10-15 градусов выше, чем должны быть.
В 2023 г. и дальше мы продолжим переход от российского ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии. Мы будем продолжать экономить энергию, готовиться к следующей зиме и работать над пополнением хранилищ газа совместными закупками, и мы увидим ускорение прохождения разрешительных процедур для возобновляемых источников энергии. Простая замена одного поставщика другим не является долгосрочной стратегией; возобновляемые источники энергии – это будущее, потому что они также обеспечивают энергетический суверенитет. Европа никогда больше не позволит себе стать столь зависимой от одного внешнего поставщика энергии и сделать нашу энергетическую систему уязвимой для манипуляций и шантажа. Мы усвоили этот урок.
– Насколько Украина может в будущем заменить Россию в поставке энергоресурсов для ЕС? Что могла бы предложить Еврокомиссия, чтобы побудить европейских инвесторов инвестировать в проекты зеленой энергетики в Украине после войны, в частности водородные проекты?
– Я вижу большой потенциал для более глубокого сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом в сфере энергетики, особенно возобновляемых газов, вместе с водородом и биометаном. Это одна из тем, которые я ранее обсуждал с несколькими министрами правительства, в том числе с министром иностранных дел (Дмитрием) Кулебой. Энергетическая система Украины уже достаточно хорошо согласована с европейской, и в стране есть большие участки земли, на которых можно было бы построить установки возобновляемой энергии.
Кроме того, что возобновляемая энергетика способствует “зеленому переходу” Украины, ее преимуществом является также большая децентрализация. С самого начала войны энергетическая система Украины постоянно испытывала удары российскими ракетами, и мы видим в увеличении этих атак явную и циничную попытку углубить человеческие страдания с приближением зимы по мере того, как Россия начала терять захваченные территории. В ответ ЕС работает с партнерами по увеличению финансовой, технической и практической помощи. Недавно моя коллега (еврокомиссар по энергетике) Кадри Симсон посетила Украину, чтобы обсудить, как мы можем восстановить вашу энергетическую инфраструктуру.
Несмотря на то, что наше более глубокое сотрудничество вызвано кризисными обстоятельствами, оно создаст прочную основу для будущего. Инвесторы стремятся к ясности регулирования и хотят знать будущее направление страны. С момента синхронизации наших энергосетей в марте ЕС и Украина уже функционируют как составляющие одной энергосистемы. Наше совместное обязательство восстановить и модернизировать украинскую энергетическую систему за счет использования большего количества возобновляемых источников энергии, повышения энергоэффективности и зеленого водорода является еще одним сильным сигналом для инвесторов. Все это поможет Украине привлечь инвестиции в энергосистему в процессе восстановления страны.
– Какую помощь ЕС готов предоставить Украине в оценке экологического ущерба от развязанной Россией войны и какие, по вашему мнению, должны быть приоритеты устранения этого ущерба?
– Когда я встретился с министром (защиты окружающей среды и природных ресурсов Русланом) Стрельцем в рамках COP27 в Египте, мы обсуждали экологический ущерб уже нанесенный войной России. Этот аспект легко теряется среди ужасов, которые эта война принесла Украине. Но разрушение экосистем, загрязнение природных земель и ущерб, нанесенный местам обитания диких животных в результате умышленных атак России на химические заводы, склады горючего и нефтяные скважины, будут иметь долгосрочные последствия. Украинское правительство хорошо осознает потребности, и не мне определять приоритеты. ЕС готов оказать поддержку там, где это возможно для восстановления флоры и фауны Украины.
Как человек, который очень интересуется экоцидом как новым понятием в международном праве, я внимательно слежу за усилиями Украины добиться признания и компенсации в международных судах за нанесенный экологический ущерб. Абсолютное игнорирование Россией международного права заставляет меня скептически относиться к шансам реальной компенсации, но для развития концепции и ее применения дальнейшие шаги в этом направлении со стороны Украины будут очень актуальными. (Интерфакс-Украина/Энергетика Украины и мира)