Старые стратегии проявили свою неактуальность и Варшаве пришлось пересматривать их чуть ли не с нуля. В частности, некоторые перспективные направления показали себя неэффективными, поэтому им пришлось срочно искать замену.
Что сменила война в Украине для польской энергетики? И как соседняя страна ищет ответ на новые вызовы?
Отказ от газа откладывается
За год до нападения РФ на Украину, столкнувшись с проблемой старения угольных блоков и необходимостью проведения энергетической трансформации, польское правительство одобрило грандиозный план, предполагавший постепенный, но медленный уход от производства энергии на основе каменного и бурого угля.
В этом плане природный газ должен быть только “переходным топливом” между этапом отказа от старейших угольных блоков, которые уже не выгодно ремонтировать для сохранения производственных мощностей и внедрением атомной энергетики.
К сожалению, этот замысел так и не был воплощен. Во многом эта программа оказалась устаревшей уже к моменту ее принятия. Теперь в перспективе на 2043 год в прогнозе внутреннего спроса Польши на природный газ (разработанном оператором газотранспортной системы GAZ-SYSTEM) не предполагалось снижение потребностей в сырье даже после ввода в эксплуатацию нескольких атомных блоков.
Значительный рост спроса ожидался на 2025-2030 годы, а остановиться он должен был только в 2035 году, после открытия второго ядерного энергоблока. Это означало удвоение спроса на природный газ по сравнению с 2021 г.
Покрытие такого существенного роста должно было обеспечиться, в частности, путем запуска плавучего терминала для приема сжиженного газа в Гданьском заливе (FSRU). Его ввод в эксплуатацию запланирован на 2027-2028 годы.
После полномасштабной агрессии РФ
Война лишь усугубила вызовы, стоявшие перед польской энергетикой.
В конце марта – начале апреля 2022 года были представлены проекты, призванные обеспечить быстрый уход польской экономики от импортируемого из РФ топлива.
Эти проекты предусматривают увеличение технологической диверсификации и расширение мощностей на основе польских источников, в частности, дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ), последовательное внедрение ядерной энергетики, повышение энергоэффективности, а также дальнейшую диверсификацию источников нефти и природного газа.
Популярна даже идея уменьшить зависимость от газа путем продолжения работы угольных блоков или временного увеличения добычи угля.
Дополнительно ситуация усугубилась после начала блокады поставок газа из России, усиленной повреждением газопроводов Nord Stream.
Вскоре Германия запустит четыре плавучие СПГ-терминалы, подобные планы уже воплощаются в Эстонии, Финляндии, Греции и Италии.
Такой сильный рост европейского спроса на сжиженный природный газ повлияет на его цену. Принимая во внимание перспективу перехода на ядерную и возобновляемую энергетику (поддерживаемую хранилищами энергии), это дополнительный аргумент против значительного расширения газовых источников электроэнергии.
Несмотря на это, Польша не отказалась от заявленных планов реализации крупных газовых блоков.
Продолжается строительство электростанции по газопаровой технологии в Грудзендзе (450-750 МВт), объявлен тендер на строительство Гдынской газовой ТЭЦ (140-170 МВт), электростанции “Рыбник” (800-900 МВт) и блока в Гданьске (до 456 МВт) отказались и от газификации электростанции “Козеницы” (2100-2200 МВт).
Государственная нефтегазовая компания Польши PGNiG также планирует построить когенерационный блок на варшавской теплоэлектростанции “Секерки” (около 500 МВт).
Кроме того, объявлено ускорение запуска плавучего СПГ-терминала 2026 г. и возможность удвоения его пропускной способности, чем смогут воспользоваться и соседние страны.
В рамках развития возобновляемых источников энергии следует отметить положительные сдвиги на уровне местного самоуправления. Из-за роста цен на энергоносители многие органы местного самоуправления уделили внимание внедрению солнечной энергетики в общественных зданиях.
Один из самых амбициозных планов представила Варшава, заявив о намерении к 2030 году установить солнечные панели на всех общественных зданиях, а также запустить строительство ветровой и фотоэлектрической электростанций за пределами столицы.
Дополнительно 14 июля 2022 г. в Сейма поступил закон, разрешающий строительство наземных ветровых электростанций на расстоянии меньшем, чем в действующих нормах, но не менее 500 метров от зданий, только на основании утвержденных местных планов обустройства территории.
Однако этот закон застрял в Сейме и на многие месяцы стал предметом дискуссий между отдельными фракциями правящей партии.
Ситуация быстрого развития нестабильных возобновляемых источников энергии, вызванная кризисом, и внедрение стабильной атомной энергетики должно быть связано с развитием хранилищ электроэнергии.
Сейчас самой дешевой технологией хранения энергии, соразмерной спросу, являются гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС). Их общая мощность в Польше составляет около 1,6 ГВт.
Незадолго до полномасштабной агрессии РФ против Украины правительство Польши начало работу по строительству новых гидроаккумулирующих электростанций, общий потенциал которых составляет примерно 5-6 ГВт.
Реализация таких инвестиций путем уменьшения энергетической зависимости от ископаемого топлива и создания условий для дальнейшего увеличения доли ВИЭ позволит существенно противодействовать экономическим последствиям войны.
В июле 2022 г. объявили, что компании из групп ORLEN, Tauron и PGE к 2030 г. построят три новых ГАЭС – Млоты, Толкмицко и Рожнув II – общей мощностью примерно 2,5 ГВт. Эффективной реализации этого плана должно способствовать принятие специального закона.
Трех запланированных новых гидроаккумулирующих электростанций будет достаточно на переходном этапе, но в последующие годы трансформации потребуются дополнительные инвестиции такого типа.
Малый атом себя не оправдал?
Столкнувшись с существенным ростом квот на выбросы углекислого газа, сектор промышленной энергетики, которому в программе PEP 2040 не было уделено должного внимания, на протяжении 2021 года объявил о ряде инициатив по внедрению в Польше малых ядерных реакторов (SMR), которых еще нет нигде в мире.
Об амбициозных планах в этой сфере заявили, в частности, компании Synthos, ZE PAK, Orlen и KGHM.
Однако момент истины наступил в конце октября – начале ноября 2022 г., когда компания ZE PAK отказалась инвестировать в непроверенные SMR в пользу крупных ядерных реакторов.
Информация об этой инициативе совпала с официальным подтверждением выбора американской технологии AP1000 для реализации правительственной ядерной программы. Вопреки положениям PPEJ, технология была выбрана только для тщательно исследованной приморской локализации. Открытым остается вопрос выбора технологии для локализации второго правительственного проекта.
Состояние подготовительных мероприятий в сфере адаптационной инфраструктуры свидетельствует о том, что на самом деле работы начнут, вероятно, только в конце 2027 г.
Для проекта в Понтнуве соответствующие исследования еще будут проводиться, поэтому строительные работы начнутся с задержкой на несколько лет в связи с прибрежным расположением.
Полномасштабная война РФ против Украины и пандемия привели к тому, что инвестиции в трансформацию польской энергетической системы стали еще более актуальным вопросом, чем раньше.
Нестабильность рынков и желание избавиться от зависимости от импортируемого ископаемого топлива ускорят процесс энергетической трансформации.
В ближайшие годы необходимо будет разблокирование инвестиций в возобновляемые источники электроэнергии, что потребует изменений в юридической плоскости.
Еще один вызов – обеспечение способности распределительных сетей принимать электроэнергию из рассредоточенных, нестабильных источников. Один из возможных способов повысить гибкость сетей – установка аккумуляторных накопителей энергии на трансформаторных станциях.
Однако это потребовало бы немалых затрат, что будет нереальным без введения какой бы то ни было формы государственной поддержки.
Переходный этап требует немедленного принятия решений в сфере финансирования проектов, направленных на поддержку производственных мощностей на угольных блоках, срок эксплуатации которых истек.
В противном случае возникает необходимость строить газовую электростанцию в Козеницах, а также уравновешивающие источники такого типа, что не способствует энергетической безопасности и вредит окружающей среде. (Даниэль Радомский, эксперт по вопросам строительства и энергетики. Перевела Ирэна Шевченко. Статья первоначально была размещена на портале “Новая Польша” и републикуется в сокращенном виде с согласия правообладателя. Европейская правда/Энергетика Украины и мира)