Падение цен на автомобильное горючее связано с рядом факторов.
За год российского вторжения в Украину подорожало много товаров, в том числе автомобильное топливо, которое приходится импортировать из стран Евросоюза. Однако в последнее время ситуация существенно изменилась: после нового года цены на бензин и автогаз начали резко снижаться.
“Апостроф” выяснял, с чем связано изменение тренда на отечественном рынке нефтепродуктов, и не начнут ли они снова дорожать после введения в ЕС эмбарго на поставку бензина и дизеля из России.
Пузырь лопнул
На рынке автомобильного горючего Украины, на котором с осени наблюдалась определенная стабильность, наметился новый тренд: стремительное падение цен. Так, если в первых числах января дизель продавался в среднем по 55 грн., а бензин А-95 – по 53 гривны за литр, то в начале февраля стоимость дизельного топлива снизилась до 52 грн., а бензина – до 48 грн. Литр сжиженного газа за это время подешевел с 29,9 грн. до 25,5 грн.
Закономерный вопрос – почему так произошло?
Значительное снижение цен на нефтепродукты стало возможным в первую очередь из-за того, что в предыдущие месяцы оптовые поставщики значительно завышали стоимость своего товара.
“В конце года бензин и дизель в среднем в опте стоили 50 грн. за литр, – рассказал в комментарии “Апострофу” эксперт “Нафторынку” Александр Сиренко. – Однако уже в начале января пузырь раздутых осенью оптовых цен лопнул, и мы увидели цену 43, а в приграничных (со странами ЕС) регионах – и 40 грн. за литр. Причем, на этом процесс не остановился, и часть поставщиков уже предлагает дизель по 39 грн. за литр”.
Конечно, снижение цен на оптовом рынке повлекло за собой и удешевление розничного товара. Тон в ценовой гонке задал государственный сектор.
“В январе “Укрнафта” (национализированная в ноябре 2022 г., – “Апостроф”) двумя волнами снизила цены на бензин на 5 грн. за литр, а на дизель – на 3,5 гривны, – говорит Александр Сиренко. – Это заставило другие сети, чтобы сохранить клиентов, также пересмотреть ценовую политику. Сначала региональные сети, а затем и крупные общенациональные начали существенно снижать цены на топливо”.
По мнению экспертов рынка, текущие цены не окончательны, и подешевление горючего будет продолжаться. Гарантией этого является то, что сегодня рынок не испытывает ни малейшего дефицита товара.
“Создав в течение 2022 г. новые маршруты поставки горючего, украинские сети создали рекордные запасы, даже по сравнению с довоенными периодами, – рассказал директор консалтинговой группы “А-95″ Сергей Куюн. – На сегодняшний день ключевые сети имеют запас бензина и дизтоплива минимум на месяц продаж. При этом текущие поставки идут тоже с превышением потребности. Так что запас продолжает увеличиваться. И можно говорить, что февраль-март мы пройдем без проблем”.
По мнению эксперта, в течение следующих недель горючее может подешеветь еще на 2-3 гривны на литре.
Параллельно с бензином и дизелем дешевеет и сжиженный газ. Однако природа этих изменений иная.
“В последнее время мы фиксируем резкое увеличение поставок газа из балтийских стран и Польши. Стоимость этого газа меньше обычной на 50-200 долларов на тоне, – говорит Александр Сиренко. – Это, конечно, приводит к снижению цен для конечных потребителей. На самом деле газ мог быть даже дешевле, чем сейчас, однако трейдеры пока не спешат снижать цены”.
Однако, несмотря на положительную для потребителей тенденцию, остается вопрос, откуда берется это топливо. Обычно его происхождение неизвестно. И учитывая, что страны, откуда он поступает, не являются производителями сжиженного газа, большое подозрение, что этот газ российский.
“Мы видим, что страны, откуда завозится газ в Украину, в последнее время вдвое увеличили импорт из России, – объясняет Сиренко. – Поэтому, хотя это очень трудно доказать, вполне логично предположить, что сегодня мы импортируем российский газ”.
Аналогичные тенденции наблюдаются и в Румынии, куда в последнее время прибывают суда со сжиженным газом из России. Следовательно, по мнению эксперта, скорее всего, этот газ также появится в Украине. Безусловно, конечно, такая ситуация неправильна, ведь Европа сегодня предпринимает усилия, чтобы избавиться от зависимости от российских энергоносителей. И Украине вряд ли стоит наращивать импорт российского горючего, поскольку это помогает финансировать российскую войну против нашей страны.
Газ вне санкций
С 5 февраля вступили в силу очередные санкции, касающиеся торговли российскими нефтепродуктами. Согласно принятым решениям, страны Европейского Союза вообще отказываются от импорта этих продуктов. А для других стран внедряются потолки цен, аналогичные той, которая раньше уже была установлена для российской нефти. Для светлых нефтепродуктов (бензина, дизеля) предельная цена составляет 100 долларов за баррель, для темных (мазут) – 45 долларов за баррель.
Перед введением санкций были опасения, что они могут отразиться на рыночной ситуации в Европе. Ведь до последнего времени страны ЕС значительную часть нефтепродуктов получали именно из России. И многие эксперты прогнозировали, что после вступления в силу эмбарго 5 февраля на рынке возникнет дефицит, что даст толчок к повышению цен.
“Подобные тезисы озвучивали разные эксперты, связанные с Россией, – говорит Александр Сиренко. – Однако этого не произошло. Готовясь к введению санкций, европейские трейдеры до 5 февраля пытались импортировать как можно больше российского горючего. В результате сегодня не только Украина, но и вся Европа “залита” дизелем. И эти запасы настолько велики, что их хватит, по крайней мере, до середины марта. Поэтому никаких колебаний цен в ближайшие месяцы не ожидается”.
Между тем, параллельно европейские трейдеры работали над налаживанием поставок нефтепродуктов по другим направлениям. В отличие от Украины ЕС не заблокирован с моря, и поэтому никаких проблем с тем, чтобы закупить товар где угодно в мире, у него нет.
“О какой-либо опасности возникновения дефицита нефтепродуктов в перспективе речь не идет, – успокаивает Сергей Куюн. – Необходимые объемы горючего будут поступать. Возможно, потому, что маршруты доставки станут длиннее, немного увеличится оптовая цена. Однако это увеличение будет столь незначительным, что потребитель его не почувствует”.
Однако сжиженный газ оказался в иной ситуации, чем другие виды горючего. Хотя он в большинстве своем производится в процессе переработки нефти, и поэтому, по сути, также является нефтепродуктом, его в европейском списке подсанкционных товаров не оказалось. Следовательно, пока ограничений на его поставки из России нет.
Называются разные причины такого пробела. По одной из версий, забыть включить пропан-бутан в санкционные списки предлагала Польша, использующая большое количество этого продукта (в частности для отопления). По другой, Еврокомиссия не увидела смысла в эмбарго на импорт сжиженного газа из-за того, что в большинстве стран его потребляется очень мало.
В Украине же сжиженный газ является очень популярным автомобильным топливом. При этом нам следует внедрить собственные средства контроля над тем, чтобы топливо, которое продается на отечественных АЗС, не приносило прибыли оккупантам.
“Участники рынка уже поднимают этот вопрос перед правительством, – говорит Сергей Куюн. – Ведь для них возникает ситуация, когда они должны либо работать с российским газом, либо прекратить деятельность, поскольку газ из других источников не выдерживает конкуренции с дешевым российским. И правительство обещает обратиться к партнерам с предложением включить санкции в отношении сжиженного газа в один из следующих пакетов санкций”.
Тем временем стоимость автогаза снизилась в Украине уже до 23 грн./литр. (Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)