Компания Gatik с офисом в индийском Мумбаи, оперирующая флотом нефтяных танкеров и активно транспортирующая российскую нефть, из-за нарушения антироссийских санкций потеряла стандартную страховку для своих судов от Американского перестраховочного клуба, входящего в Международную группу клубов взаимного страхования (P&I Clubs).
По данным Bloomberg, компанию лишили страхования из-за нарушения установленного странами “Большой семерки” ограничения цены на нефть из России.
Собеседник агентства пояснил, что страховое покрытие защищало танкеры перевозчика от рисков, в частности, при столкновениях и разливах нефти. Наличие такого страхования требуется при заходе судов в порты и проходе через проливы.
В Американском перестраховочном клубе подтвердили, что аннулировали страховку, не указав причин.
По данным источников агентства, это связано с намерением Gatik перевозить российскую нефть выше установленной G7 граничной цены на уровне $60 за баррель.
Bloomberg отмечает, что Gatik – одна из многих танкерных компаний, “возникших из ниоткуда, когда Запад начал ужесточать санкции против Москвы в прошлом году”. У нее нет сайта, номера телефона и других контактных данных, найти ее по адресу регистрации также не удалось.
Она начала наращивать свой флот с лета 2022 г., под ее управлением находится 48 танкеров (согласно базе морских данных Equasis, аналитической компании Vortexa и компании VesselsValue, отслеживающей факты купли-продажи судов). Каждый из них хотя бы раз в прошлом году загружал российскую нефть или нефтепродукты. Американский клуб страховал 34 судна.
По данным судового брокера Clarkson Research Services, Gatik является одним из десяти крупнейших владельцев средних по размерам танкеров Aframax (загружают около 700 тыс. баррелей).
С 5 февраля вступило в силу установленное странами “Большой семерки” ограничение цен на российские нефтепродукты, в том числе, дизельное топливо и мазут. С 5 декабря они ввели ограничение цены на поставляемую морским транспортом нефть из России на уровне $60 за баррель. Компаниям из стран G7 запрещается страховать и предоставлять другие услуги для транспортировки российской нефти, если ее продают дороже этой цены.
После этого начал расти дисконт на российскую нефть на мировых рынках. По данным российского Минфина, средняя цена основной российской экспортной марки нефти Urals в январе 2023 г. составила 49,48 долл. за баррель, что в 1,7 раза ниже, чем в январе 2022 г. ($85,64 за баррель). В феврале цена барреля Urasls составила 49,56 долл. за баррель, в декабре 2022 года – 50,47 долл. за баррель, по сравнению с $66,47 за баррель в ноябре и $70,62 за баррель – в октябре прошлого года.
Бюджет России сверстан исходя из прогноза цены на нефть Urals в $70,1 за баррель. В последний раз фактическая цена российской нефти находилась несколько выше этой планки в период с 15 октября по 14 ноября 2022 года ($71,1 за баррель). Из-за этого дефицит федерального бюджета России по итогам января-февраля 2022 г. составил 2,58 трлн. руб., вплотную приблизившись к годовому плану в 2,93 трлн. руб. (МинПром/Энергетика Украины и мира)