Комментарий Алексея Чернышева – главы правления НАК “Нафтогаз Украины”.
Апрель показался насыщенным месяцем для Группы компаний “Нафтогаз”. Мы сертифицировали национального оператора газохранилищ по новым европейским правилам.
Получили решение Арбитражного трибунала в Гааге, по которому Россия должна компенсировать “Нафтогазу” 5 миллиардов долларов за ущерб от потери активов в Крыму.
Посетили Вашингтон, где пообщались с нашими партнерами по поводу роли Украины в системе континентальной энергетической безопасности и развитии добычи углеводородов.
Сегодня уже никто в цивилизованном мире не сомневается, что эта великая война стала возможной благодаря деньгам, накопленным кремлем от продажи энергоносителей.
Поэтому задача коллективного Запада, частью которого является Украина, состоит не только в наказании России за преступления и нарушении международного права, но и в лишении Европы зависимости от российских углеводородов.
Что касается первого, то в Вашингтоне мы обсудили с представителями международной юридической фирмы Covington & Burling LLP стратегию принудительного взыскания с России 5 миллиардов компенсации согласно решению Гаагского арбитража. Мы не рассчитываем, что Россия будет следовать международному праву и сделает это добровольно. Но это не значит, что преступления могут или будут оставаться безнаказанными.
“Нафтогаз” применит все доступные механизмы принудительного исполнения арбитражного решения, с арестом российского имущества за рубежом включительно.
В этом преимущество глобального мира: диктаторы могут игнорировать цивилизованные правила у себя дома, но они не живут в вакууме. И Гаагское решение важно также как прецедент для других пострадавших из-за российской агрессии компаний.
Что касается лишения Европы в зависимости от российских энергоносителей, то Украина всерьез имеет амбицию стать главным поставщиком энергии для континента после войны. В частности, газа.
Мы имеем для этого возможности, обладая вторыми в Европе ресурсами природного газа. И к 2030 г. вполне способны нарастить добычу настолько, чтобы не только покрыть собственное потребление, но экспортировать в ЕС.
Да, газ не затекает в трубы сам по себе. Имея эти суперзапасы, Украина одновременно нуждается в современных технологиях для их добычи. Такие технологии и экспертиза есть в США, которые в начале “нулевых” совершили настоящую революцию в добыче сланцевого газа и нефти.
Об этом, в частности, мы говорили с Джеффри Пайеттом, помощником Госсекретаря США по энергетическим ресурсам и координатором усилий G7+ с помощью Украины (и бывшим послом США в Украине).
Американо-украинское энергетическое партнерство станет стратегией win-win для трех сторон: газовые компании и инвесторы США получат доступ на рынок большой емкости, украинцы – энергонезависимость и доход от ренты и налогов, Европа – газ для собственных нужд, для которого уже есть газопроводы и газохранилища.
Для проектов такого масштаба было только доброй воли всех сторон. Необходимо также доверие, являющееся фундаментом любого стратегического партнерства.
Именно поэтому Группа “Нафтогаз” выполняет еще одну, вполне “домашнюю” задачу: стать образцом прозрачного и эффективного управления. И моим едва ли не первым делом в должности стал запрос к Правительству возобновить процедуры назначения нового наблюдательного совета.
В конце января наблюдательный совет заработал – после более чем полугодового перерыва.
В Вашингтоне мы получили “обратную связь” от наших партнеров. Представители Международного валютного фонда подтвердили, что “Нафтогаз” выполнил в полном объеме все условия, которые касались Группы компаний, для получения соглашения с правительством Украины о расширенной финансовой помощи.
Конечно, сегодня всех интересует устойчивость энергетического сектора Украины и подготовка к следующему отопительному сезону. Но мы должны думать не категориями отопительных сезонов, а категориями новой архитектуры энергетической безопасности в Европе.
Основы этой архитектуры закладываются прямо сейчас. В отказе от европейских стран от российских газа и нефти. В формировании новых энергетических альянсов. В росте роли “Нафтогаза”, способного сделать Украину “павербанком” объединенной Европы.
Кремль свято верил в то, что ради Украины ЕС не найдет в себе сил отказаться от российских энергоресурсов. Вышло наоборот: в будущем энергетическом миксе Европы России не будет совсем. Зато будут украинские газ, возобновляемые источники и атом. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)