Какие угрозы несет строительство новых ядерных реакторов в Украине, кроме опасности ядерного загрязнения?
С прошлого года “Энергоатом” и Westinghouse отстаивают идею строительства новых атомных энергоблоков в Украине по технологии AP1000, что будет способствовать энергетической независимости России и усилит экономическое сотрудничество с США.
Соответствующие заявления о намерениях делали президент “Энергоатома” Петр Котин и главный исполнительный директор Westinghouse Electric Company Патрик Фрагман в июне 2022 г.
Стоило ли Украине втягиваться в “большое строительство” во время войны или готовить защиту энергосистемы от российских атак? Почему не стоит ожидать финансовой поддержки со стороны США для “большого строительства”?
Для начала следует уточнить, что Westinghouse является частной компанией со 100% канадским капиталом – Westinghouse принадлежит инвестиционному холдингу Brookfield Марка Карни и крупнейшему в мире концерну по добыче урана Cameco.
Сегодня правительство США не имеет прямого контроля за деятельностью компании и не может гарантировать ее безопасность и подотчетность.
Далее следует рассмотреть ретроспективу последних 10 лет деятельности Westinghouse, а также подробности уголовного дела Министерства юстиции США против ее бывших вице-президентов, обвиненного в коррупции в деле хищения средств в особо крупных размерах, которая стала известна как “Nukegate” .
В 2017 г. коррупционный скандал разразился, и стало ясно, что программа строительства первых четырех блоков AP1000 на двух АЭС в США провалилась. Вполне возможно, что ядерная программа США была саботирована.
Достаточно показательны приговоры, вынесенные в США гражданам Китая и России, которых заочно признали виновными в успешных кибератаках и краже секретной информации Westinghouse.
В мае 2014 г. Министерство юстиции США предъявило обвинение пяти китайским военным хакерам в связи с успешными актами промышленного шпионажа.
Согласно материалам дела, один из обвиняемых хакеров похитил конфиденциальные технические проекты реакторов AP1000 и другие данные Westinghouse. В то время у Westinghouse были договоренности о строительстве и эксплуатации четырех атомных электростанций в Китае.
В 2010 г., когда компания обсуждала с официальными лицами Китая детали и условия этого строительства, включая передачу технологий, их военному хакеру удалось угнать конфиденциальную и запатентованную техническую документацию с чертежами энергоблоков AP1000.
В октябре 2018 г. США выдвинули обвинения семи офицерам Главного разведывательного управления (ГРУ) Российской Федерации во взломе компьютеров Westinghouse и краже данных.
Попытки России проникнуть в сети Westinghouse начались в конце 2014 г. Как пишет Reuters, агентам ГРУ удалось получить учетные данные сотрудников Westinghouse, включая электронные почты персонала, работавшего над разработкой ядерных реакторов AP1000.
В октябре 2021 г. стало известно о новых задержках реализации проекта АЭС Vogtle и удорожании строительства. Общая стоимость строительства двух энергоблоков превысила 30 миллиардов долларов.
Первый из двух новых энергоблоков введен в эксплуатацию только 1 апреля 2023 г., а второй ожидается ввод в эксплуатацию позже этого года.
Строительство двух AP1000 в Соединенных Штатах может быть завершено только через 15 лет после начала проекта и с превышением стоимости более чем в три раза от первоначально объявленной суммы.
Поэтому потребители электроэнергии в штате Джорджия вынуждены платить огромные надбавки в своих счетах.
До 1 апреля 2023 г. реакторы Westinghouse AP1000 работали только в Китае на АЭС Саньмэн. Первый энергоблок АП1000 там был запущен в сентябре 2018 г., второй – в ноябре того же года.
Получив необходимый опыт благодаря начавшемуся в 2007 г. долгосрочному сотрудничеству с Westinghouse и имея конструкторскую документацию AP1000, Китай успешно разработал и начал внедрять собственную реакторную технологию Hualong One.
В то же время, история с китайской АЭС Саньмэнь вполне могла закончиться новым Чернобылем. Менее чем через полгода после запуска, в марте 2019 г., второй энергоблок аварийно остановили из-за дефектов главных циркуляционных насосов, которые критичны для охлаждения реактора и предотвращения расплавления топливных сборок.
Даже “успешное” строительство с более чем пятилетним опозданием в Китае чуть ли не закончилось ядерной катастрофой.
Судя по всему, в условиях вооруженного противостояния с Россией проект строительства в Украине реакторов АП1000 выглядит, мягко говоря, странно. Есть риски, связанные с возможным присутствием среди сотрудников Westinghouse агентов российского ГРУ.
С конца 2014 г. российские спецслужбы имели доступ к их личным данным и, возможно, завербовали некоторые из них. Эффективного механизма очистки частной компании от вражеской российской агентуры пока нет.
Для многих настоящих партнеров Украины в Европе сейчас загадка, почему, несмотря на ужасное состояние электроэнергетики Украины до вторжения с миллиардными долгами и неспособность защитить украинскую энергетическую инфраструктуру от ожидаемых нападений России этой зимой, Герман Галущенко все еще остается на должности министра энергетики Украины.
Только искоренение коррупции и российского влияния в украинском энергетическом секторе может поднять его с колен. Чтобы обеспечить реальное устойчивое экономическое восстановление, Украина нуждается в децентрализованных решениях на основе возобновляемых источников энергии.
Проверенные, быстрые в строительстве и надежные технологии нужны уже сейчас, в том числе для подготовки к следующей зиме. От этого во многом зависит выживание страны и успех в войне с Россией.
Новые атомные блоки будут мешать децентрализации энергосистемы, ведь большие мощности – это устаревший подход, сохраняющий централизованную систему. К сожалению, обстрелы у АЭС постоянно держат в напряжении, а построение новых атомных блоков только увеличивает опасность.
В этом свете и с учетом опыта уязвимости ядерной энергетики в Украине за последний год, продолжение “большого строительства” из Westinghouse выглядит безответственным, а также несет значительные угрозы для страны в условиях войны. (Ян Гаверкомп, старший эксперт по ядерной энергетике и энергетической политике Гринпис Нидерландов и Всемирной информационной службы по энергетике (WISE); Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)