По итогам трех месяцев 2023 г. производство электроэнергии в стране составило 31 млрд. кВт-ч – на 0,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем временем потребление электроэнергии достигло 30,9 млрд. кВт-ч (рост – на 1,4% за год).
В целом по стране наблюдается дефицит электроэнергии, что делает энергетический сектор уязвимым. Так, к примеру, в январе текущего года дефицит электроэнергии по стране составлял 4,2 млн. кВт-ч, в феврале – 23,3 млн. кВт-ч. В 2022 г. дефицит наблюдался восемь месяцев. Но это если говорить в целом по стране. В региональном же разрезе – к примеру, в южной зоне – дефицит электроэнергии длится уже более года, и это серьезно подрывает энергетическую безопасность страны. Только в марте 2023-го в Южном Казахстане производство перекрыло всего 57,2% потребления – дефицит составил 971,0 млн. кВт·ч. Перекрывается эта потребность с помощью перетока электроэнергии из других регионов страны.
Если же дефицит электроэнергии наблюдается в целом по стране, то компенсируется он путем закупок из соседней России. То есть энергосистема РФ поддерживает единую энергосистему РК, компенсируя почасовые отклонения между производством и потреблением в Казахстане. Фактически это говорит о том, что энергосистема РК напрямую зависит от РФ, не являясь достаточной и независимой.
В целом Казахстан столкнулся с дефицитом электрической энергии и мощности, который в вечерние часы составляет более 1,3 ГВт, с осени 2021 г.
Согласно семилетнему прогнозному балансу электрической энергии и мощности Министерства энергетики РК, к 2029 году ожидается дефицит электрической мощности свыше 3 ГВт.
Также по прогнозу дефицит электроэнергии продлится до 2025 года. А к 2029 году дефицит будет максимальным в размере 5,5 млрд. кВт·ч. При этом сейчас наблюдается сокращение имеющихся резервов мощности. Сложившаяся ситуация может привести к дефициту мощности раньше прогнозируемого срока и в гораздо больших объемах.
Помимо неэффективного использования топливно-энергетических ресурсов сектором энергетики, вышеназванные проблемы также снижают надежность функционирования энергосистемы Казахстана и отрицательно влияют на энергобезопасность и устойчивость экономики РК.
В настоящее время отсутствует возможность проведения реконструкции, модернизации и капитального ремонта основных активов энергетического комплекса, в первую очередь из-за системы тарифообразования. Действующие тарифы не позволят покрыть большую часть необходимых затрат.
Установленный Министерством энергетики РК предельный тариф на мощность в размере 590 тыс. тг за 1 МВт в месяц не пересматривался с 2019 г. При этом уровень накопленной инфляции с 2015-го по 2022 год составил 78%.
Для удовлетворения потребностей страны в электрической мощности необходимо строительство новых электростанций, что потребует увеличения лимита по возврату инвестиций. По данным системного оператора, в Казахстане 55% тепловых электростанций и 68% гидроэлектростанций имеют возраст более 30 лет. Низкие тарифы на электроэнергию свидетельствуют о том, что электроэнергетическая отрасль не получает необходимых ресурсов для обновления, расширения и строительства новых мощностей, удержания высокопрофессиональных кадров. Недофинансирование энергетических объектов в конечном итоге приводит к деградации отрасли и неспособности обеспечить потребности экономики в электроэнергии.
Программа “Тариф в обмен на инвестиции” длилась с 2009-го по 2015 год. За этот период электростанции получили хорошую возможность обновить свое оборудование, провести капитальный ремонт. В некоторый период упомянутого времени не наблюдалось больших аварий за счет того, что предприятия энергетики успели сформировать какой-то запас прочности. Аварии последних лет – в Экибастузе, Рудном, Риддере, Темиртау – говорят о том, что запас прочности начинает исчерпываться. Сейчас, по данным Минэнерго, из 37 действующих в стране теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) в красную зону вошли 19, в желтую – 11, в зеленую – всего 7. Средний износ оборудования ТЭЦ составляет 66%, а износ ТЭЦ в Уральске, Степногорске, Таразе, Кызылорде, Кентау превысил критический уровень в 80%.
Международный опыт свидетельствует, что для обновления электросетей страны Европы применяли механизм стимулирующего тарифообразования (RAB-тарифов). Это ставка доходности на поставляемые услуги, которая определяется стоимостью оборудования производителя и поставщика электроэнергии. Это альтернативный подход к регулированию распределения электроэнергии, который использует стимулирующую инвестиции модель “Регулируемая база активов” (RAB), а не принцип “Затраты+”. После введения стимулирующего тарифа, к примеру, в Румынии за 7 лет удалось обновить треть электросетей. Система тарификации базы активов успешно используется в США, Канаде, Европе – Германии, Польше, Франции, Венгрии, Румынии, Чехии и прочих странах.
В Казахстане же внедрение программы “Тариф в обмен на инвестиции” позволит реконструировать, модернизировать и расширить действующие активы энергопроизводящих организаций и тем самым повысить надежность работы энергосистемы. Обеспечение потока инвестиций в электростанции позволит привлечь резервы самым быстрым и эффективным образом.
Как уже было отмечено, с 2009-го по 2015 год в стране уже действовала программа “Тариф в обмен на инвестиции” с внедрением предельных тарифов на электрическую энергию. За тот период времени был создан среднесрочный резерв мощности путем ввода 1,2 ГВт новых мощностей и восстановления 1,7 ГВт мощностей, которые в итоге и дали возможность покрыть возникавший ранее дефицит. Сейчас же задача перехода к актуализированной тарифной политике в секторе генерации “Тариф в обмен на инвестиции” состоит в том, чтобы достичь снижения износа генерирующих мощностей на 15% к 2035 г. путем трансформации подходов в тарифообразовании с увеличением ежегодных инвестиций в 3 раза.
В целом стоимость электроэнергии в Казахстане остается одной из самых низких в мире. Так, по данным GlobalPetrolPrices.com, по состоянию на сентябрь 2022 г. стоимость электроэнергии в РК составляет 0,045 долл. США за 1 кВт·ч. С этим показателем Казахстан входит в топ-30 стран с дешевой электроэнергией среди 147 государств. Дешевой электроэнергия остается также в Кыргызстане и Узбекистане: 0,01 долл. США и 0,026 долл. США соответственно. При этом потребление электроэнергии в РК в разы выше, чем в других странах ЦА.
Так, среди стран СНГ и ЦА, по данным аналитиков Index Mundi, самый высокий уровень потребления электроэнергии на душу населения наблюдается в России (6,4 тыс. кВт·ч на человека в год) и Казахстане (4,9 тыс. кВт·ч). На уровень потребления ожидаемо влияет соотношение средних тарифов на электроэнергию для населения и средних доходов граждан соответствующих стран. Это соотношение показывает уровень доступности электроэнергии. Самые благоприятные условия вполне предсказуемо наблюдаются в тех же странах.
Так, в РФ с учетом соотношения тарифов и доходов количество кВт·ч, доступное на средний годовой доход, составляет порядка 232,1 тыс. кВт·ч в год и, соответственно, 19,3 тыс. кВт·ч в месяц. В Казахстане цифры похожи: на средний годовой доход здесь доступно 221,8 тыс. кВт·ч в год и 18,5 тыс. кВт·ч в месяц.
Таким образом, для развития сектора и снижения дефицита электроэнергии необходим оперативный запуск программы “Тариф в обмен на инвестиции”, предусматривающий рост тарифов и разумную экономию электроэнергии. Как международный, так и казахстанский опыт прежних лет показывает эффективность подобных мер. В ином случае Казахстан ждет утрата энергетической независимости. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)