Несмотря на полномасштабную войну и запрет импорта из РФ, в Украине недавно около 80% автогаза могло быть российского происхождения и до 20% дизеля с признаками российского следа.
Ресурс из РФ дешевле, формального запрета на такой импорт из ЕС не было. Правительство приняло постановление, запрещающее ввоз нефтепродуктов российского происхождения. Что это изменит на практике?
До полномасштабной войны Украина импортировала более 70% потребляемого топлива. В 2021 г. из России поступало 30% автогаза и 25% дизтоплива. Также крупным поставщиком горючего была Беларусь. С начала вторжения правительство запретило прямой импорт из страны-агрессора и его пособия. Однако европейский рынок горючего до сих пор “перелит” некоторыми видами горючего из РФ. И часть этого продукта попадает в Украину.
Откуда в Украине российский автогаз Forbes подробно писал в начале года. Литва и Латвия с декабря начали поставлять в Украину гораздо больше этого горючего, чем обеспечивают их производственные мощности. Доля этих стран в импорте с декабря 2022 г. выросла с 15-17% до 30-40%, по данным аналитиков “Нафторынка”. Российский ресурс обвалил цену автогаза почти на 30%, говорится в исследовании.
В Европе нет запрета на автогаз российского происхождения. С 5 февраля в ЕС начало действовать эмбарго на российские нефтепродукты, но автогаз не входит в список подсанкционных товаров. Если автогаз по крайней мере на 51% состоит из производимого в ЕС, он получает сертификат происхождения EUR1.
Правительство несколько месяцев решало, что делать с реэкспортом российского горючего в Украину. 9 мая он расширил список товаров российского происхождения, которые запрещено импортировать. Изменения вступят в силу через 10 дней после официальной публикации постановления.
“Теперь топливо неопределенного происхождения, то есть из РФ, не сможет попасть на украинский рынок”, – написал замминистра Николай Колесник в Министерство энергетики Украины на своей странице в Facebook.
Это действительно так?
Полубан горючего
83% всего импортированного в марте автогаза в Украину было неопределенного происхождения, говорит соучредитель “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн. В апреле топлива с таким “провенансом” было 69%, но в абсолютных показателях поставки выросли почти на 2000 т, отмечает он.
Остановит ли постановление правительства поставки такой продукции? 25 000 – 30 000 т российского автогаза (свыше трети всех поставок), который завозили в Украину, был совсем без сертификатов происхождения, констатирует Владислав Колодяжный, глава компании GT Group .
Этот ресурс постановление Кабмина, скорее всего, остановит. “Все ожидали этих изменений. Контрагенты за рубежом готовы продавать украинским партнерам автогаз с сертификатом происхождения, а внутри страны потреблять российский дешевый газ”, – говорит Куюн. Он прогнозирует рост цены на 1 грн./ л автогаза (около 5%).
Дефицита на рынке не будет, уверен Колодяжный. Трейдеры имеют запасы и контракты плюс 10 дней на подписание соглашений до того, как начнет действовать правительственное постановление.
Есть горючее русского происхождения, которое легально минует запрет. Это смеси европейского и российского горючего с сертификатами происхождения EUR1.
“Ресурс с этим европейским сертификатом мы будем пропускать на территорию Украины”, – сообщает Forbes чиновник энергетической таможни на условиях анонимности.
“Летом в Украину будет заезжать около 50 000 т автогаза с ресурсом российского происхождения, дальше нужно решать, как его остановить”, – говорит Колодяжный.
Казахстан и дизель
Постановление, скорее всего, не коснется автогаза и с сертификатами происхождения Казахстана, это около 10% импорта, отмечает Михаил Шубан, владелец компании-импортера сжиженного газа “Синтонек Украина”. Автогаз с казахстанским сертификатом может быть переработан на заводе российского Газпрома в Оренбурге, добавляет аналитик консалтинговой компании “Нафторынок” Александр Сиренко.
Правительственное постановление содержит лазейку, считает Сиренко. В списке запрещенных к импорту товаров нет бутана. “Завозить пропан и бутан и смешивать в Украине”, – предостерегает он. Это может относиться к 2-3% рынка, но объем может увеличиваться, объясняет Колодяжный.
Также останется на рынке российский дизель. Дизельное горючее из РФ попадает в Украину с сертификатами происхождения Турции и Индии, правительственное постановление не остановит эти потоки, объясняет соучредитель “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн. “Будем думать, как это изменить”, – говорит он. (Ольга Чайка, Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)