Пока государство торгуется за процент дисконта, оно рискует потерять и добытчиков, и их налоги, и возможность в перспективе покупать украинский газ дешевле.
Идея экспортировать во время войны дефицитный газ, которая витает где-то в Минэнерго, финансовом и энергетическом комитетах парламента, на первый взгляд удивительна. На второй – тоже. Но логика в ней, несомненно, есть. Иногда имеет смысл инвестировать не столько в настоящее, сколько в будущее.
В первый год полномасштабного вторжения РФ спад газодобычи в Украине оказался не катастрофическим. Падение на 6%, или 1,3 млрд. кубометров, при тех обстоятельствах терпимо. Особенно с учетом того, что львиная доля добычи приходится на восток страны, где часть районов оказалась в оккупации или в зоне контрнаступления ВСУ. Да и прилеты по газораспределительным станциям тоже не улучшали ситуацию. Но люди справились.
Зато резко обвалился спрос. Если население сократило потребление газа на 10-12%, то промышленность – на 40%, а в отдельные месяцы почти наполовину. В результате часть газа стало просто некому продавать. Особенно пострадала частная газодобыча, традиционно работающая с промышленностью. На треть добытого им газа спроса не было, и его просто отправляли в подземные хранилища (ПХГ). К весне у них оказалось 1,6 млрд. кубометров частного газа.
С одной стороны, зимой это создало определенный страховой резерв, который, к счастью, не пригодился. С другой стороны, произошло омертвение ресурсов и снижение стимулов добычи.
Для полного счастья цену такого газа для налогообложения учитывали по уровню того времени, а ныне она резко упала. И хотя потребители вряд ли посочувствуют такому горю газодобывающих компаний, для последних это реально проблема: нет продаж, мало стимулов добывать газ, если его девать некуда. Тем более месторождения “частников” все же заметно сложнее, чем у государственных компаний. Газ на них залегает на больших глубинах, доставать его дороже и хлопотнее.
По иронии, больше всего пострадала ДТЭК Рината Ахметова, которая не снизила добычу 2022 г., подняв те же 2 млрд. кубометров, что и годом ранее. И почти половина его повисла и ушла в хранилища. Металлургия, куда раньше поступали большие объемы, практически стояла (падение раз в семь-восемь). А газ компания добывает из глубины в шесть километров (в Европе таких глубин добычи практически не бывает) и бурить надо постоянно. Есть риск, что в этом году добыча упадет и здесь.
Между тем, в стране баланс газа очень напряжен, в лучшем случае в 2023-м выйдем в ноль. И снижение добычи частниками даже на 400-500 млн. кубометров приведет к необходимости его покупать где-то. И если при украинской добыче государство получает налоги, то импорт – чистые расходы.
Теоретически все это понимают, но на практике, как это часто бывает, все сложнее. Раньше были определенные договоренности о том, что по окончании зимы часть газа (до половины запасов в ПХГ) можно продать на экспорт, но с обязательствами инвестировать в добычу. Однако вопрос завис. Стороны явно не сходятся в цене. НАК хотела бы экспортную цену на 20-25% ниже, чем в Европе, частники видят меньший уровень скидки.
Один из чиновников, с которым общалось ZN.UA, вспоминает, что несколько лет назад объемы добычи частными компаниями были сравнимы с нынешними после спада, а сегодняшний уровень цен на газ им разве что снился. Мол, пусть не прибедняются. Правильно, конечно. Но тогда им даже в страшном сне не померещился бы нынешний уровень банковских ставок и рисков контрагентов, например.
Рассказывать о белье и пушистости всех частников не стоит, мазать их всех сажей тоже. Двигаться навстречу друг другу придется и тем, и другим.
Рассматривался и аргентинский вариант, когда газ выставляется на биржу, а непроданный остаток экспортируется. Собственно, вариантов достаточно, вопрос в желании сторон. Но пока они торгуются, время идет.
Недавно появилась очередная (пятая по счету) Энергетическая стратегия страны, где мероприятия расписали иногда до 2050 года. Отношение к ней предельно ироничное – прогнозы к середине века писали люди, слабо представляющие, что будет не только через полгода, но и до вечера. В общем, получилось просто крепкое освоение британского гранта, уже это у нас умеют.
Однако в бумажке есть и определенный “клок шерсти”: он осветил ожидания относительно добычи и спроса на ближайшие два-три года. Восстановление потребления до “довоенного” уровня (26,8 млрд. кубометров), например, не предполагается вообще – оно будет где-то на уровне 22-23 млрд.
Ожидается, что в текущем году потребление вырастет на 0,4 млрд. кубометров до обвального (19,5 млрд.) в прошлом году. Следующий прирост оптимистично заложили вдвое больше. Всего за два года – плюс 1,2 млрд. кубометров. В то же время НАК “Нафтогаз Украины” настолько увеличить добычу вряд ли сможет. То есть в ожиданиях есть и доля частной добычи. Кстати, самих частников к разработке нового проекта вообще не привлекали. О них просто помнили.
Ожидать существенного роста от госкомпаний… Ну, ждать можно, наверное. Вопрос: сколько ждать? До сих пор с этим было сложно. Эпохальная программа наращивания газодобычи к 2020 году закончилась тихим провалом с падением поднятых объемов газа.
Снова запороты режим отдачи нескольких месторождений, чем развлекалось Укргаздобыча в этот период, пожалуй, не стоит. Последние лет пять увеличение обеспечивалось именно за счет прироста частной газодобычи.
Между тем сейчас, по прогнозам, в 2023 г. он может упасть до 4 млрд. кубометров, а еще в 2020-м было 5 млрд. Покупать же нехватаемый газа за границей, что ни делай, какую бы то ни было пиши стратегию, – дороже. Об этом следует помнить.
Выходит, пока государство торгуется за процент дисконта, оно рискует потерять и добытчиков, и их налоги, и возможность в перспективе покупать украинский газ дешевле. Волшебной палочки для решения сложных вопросов нет ни у кого, а вот наломать дров – пара мелочей. Вот только топить ими будет сложнее. Есть риск проторговаться. (Игорь Маскалевич, Zn.ua/Энергетика Украины и мира)