Террористический акт на Каховской ГЭС, совершенный Россией, будет иметь серьезные последствия для Украины, которые еще не до конца поняты. В частности, ущерб нанесен энергетической системе страны. И если о многих сложностях станет ясно только после освобождения временно оккупированных территорий, уже сейчас можно говорить об угрозе Запорожской АЭС. “Апостроф” выяснял, к чему нужно готовиться.
Подрыв дамбы Каховской ГЭС и спуск воды из Каховского водохранилища будут иметь значительные последствия для Украины. В частности, речь идет об энергетической системе страны, впрочем, ущерб для нее пока трудно оценить.
“При оценке ущерба от этой катастрофы нужно учитывать временной фактор, – рассказал в комментарии “Апострофу” советник премьер-министра Украины Юрий Бойко. – Если говорить о немедленных последствиях, то они сейчас именно для энергосистемы незначительны. Ведь ни находящиеся под оккупацией ни Каховская ГЭС, ни Запорожская АЭС не вырабатывают энергию для подконтрольной части украинской энергосистемы. Так что объемы генерации после подрыва плотины не уменьшились. Однако отмечу, что гидроэлектростанции несколько снизили собственную выработку. Это связано с тем, что закончился сезон половодья, и, безусловно, с целью минимизации последствий теракта на Каховской ГЭС”.
Гораздо сложнее ситуация в среднесрочной перспективе. Днепровский каскад гидроэлектростанций, в который, кроме Каховской, входят Киевская, Каневская, Кременчугская, Среднеднепровская и Днепровская ГЭС, является целостным комплексом, который давно работает в определенном установившемся режиме. Исчезновение одной станции и большого водохранилища неизбежно повлияет на работу всех других ГЭС. Каким именно будет это влияние, сейчас не может сказать никто, поскольку неизвестно, какова степень разрушения Каховской дамбы, и на каком уровне остановится уровень воды.
“Есть надежда, что нижняя часть плотины, так называемая плита, сохранилась, и, как следствие, уровень воды будет выше, чем русло, – говорит Юрий Бойко. – В случае же, если плотина разрушена полностью, уровень воды опустится до минимума и будет определяться начальным руслом. В любом случае сейчас невозможно оценить масштаб разрушений, поскольку отсутствует безопасный доступ к объекту. Поэтому нам приходится только ожидать стабилизации уровня воды, после чего можно будет изучить сложившуюся ситуацию и при участии энергетиков, экологов, представителей промышленности и сельского хозяйства разработать новый режим водопользования на Днепре”.
Однако только после победы можно будет оценить все последствия террористического акта, и они, к сожалению, будут еще более масштабными. Ведь даже после освобождения Левобережья от оккупантов быстро восстановить разрушенную электростанцию не удастся. Также освободившиеся территории нужно будет снабжать энергоснабжением, что увеличит нагрузку на имеющиеся мощности.
Есть предложения по восстановлению плотины по временной схеме, без восстановления электростанции, – говорит Юрий Бойко. – Теоретически это можно реализовать за несколько месяцев, что позволит начать наполнение водохранилища и решить, по крайней мере, проблемы, возникшие с водоснабжением городов и, возможно, орошением приднепровских территорий. Однако следует понимать, что приступать к выполнению любых работ на объекте можно будет не раньше, чем будут освобождены прилегающие к плотине левобережные территории, и враг будет отодвинут, по крайней мере, на расстояние, с которого не сможет производить артиллерийские обстрелы станции”.
Запорожская АЭС в режиме остановки
Впрочем, на сегодняшний день вопрос, наиболее беспокоящий Украину и мир в связи с разрушением Каховской ГЭС, – судьба Запорожской АЭС. Крупнейшая в Европе атомная электростанция питается водой из Каховского водохранилища. И снижение уровня воды вызывает опасение, что это может привести к техногенной катастрофе.
Для нужд ЗАЭС возле станции сооружен специальный пруд-охладитель, из которого убирается необходимая вода. Пруд подпитывался водой из водохранилища. Однако если уровень воды в Днепре опустится ниже места, на котором расположен водозабор, может случиться, что насосы уже не смогут закачивать воду в пруд.
Предварительно считалось, что критическим является уровень 12,5 метра. Однако, как сообщили наблюдатели МАГАТЭ, которые сейчас находятся на ЗАЭС, хотя вода упала уже ниже этой отметки, насосы пока продолжают работать.
Благодаря этому ставок пока остается наполненным и обеспечивает потребности станции, которые на сегодняшний день гораздо меньше, чем обычно.
“Сегодня пять блоков (из шести) находятся в режиме холодной остановки, которая требует незначительного объема воды на их охлаждение, – говорит Юрий Бойко. – В режиме горячей остановки находится только один энергоблок (пятый). В этом режиме для нужд охлаждения необходимо гораздо больше воды, чем для холодной остановки. Поэтому для безопасности станции, учитывая текущее положение дел, сейчас было бы правильно перевести его в режим холодной остановки”.
Вода критически необходима для поддержания безопасности станции, рассказала “Апострофу” эксперт по ядерной безопасности Ольга Кошарная. По ее словам, она используется для охлаждения корпусов реактора, шести бассейнов выдержки, где в течение нескольких лет сохраняется отработанное топливо, извлекаемое из реакторов, а также резервных дизель-генераторов, обеспечивающих станцию электроэнергией тогда, когда обрывается связывающая линия энергообеспечения. ЗАЭС по энергетической системе Украины. Поэтому критически важно, чтобы пруд-охладитель был наполнен и снабжал станцию необходимым количеством воды.
К счастью, кроме закачки воды из водохранилища, которая может в любой момент прекратиться из-за его обмеления, есть и альтернативные источники наполнения пруда.
“На данный момент потери воды вполне можно компенсировать за счет ставка-охладителя Запорожской ТЭС, расположенного в нескольких километрах от АЭС, – говорит Ольга Кошарная. – Также можно использовать мобильные насосные установки, артезианские скважины и другие источники. Поэтому, если земляные валы, по которым отделены от водохранилища, не будут разрушены, потребности станции можно будет обеспечить”.
Также в нынешней острой ситуации важна полная остановка всех энергоблоков ЗАЭС, что позволит уменьшить ее потребности в воде и значительно снизить риск ядерных инцидентов.
Преступление, объявленное заранее
По иронии судьбы, хотя Запорожская атомная станция находится под оккупацией, она работает в украинском правовом поле. Понимая, что МАГАТЭ не признает захват станции и присвоение ее РФ, российский диктатор Владимир Путин издал указ о том, что до 1 января 2028 года ЗАЭС должна работать по украинским лицензиям. Следовательно, за соблюдение требований ядерной безопасности на ней продолжает отвечать Государственная инспекция ядерного регулирования Украины.
По соображениям безопасности, инспекция 8 июня приняла решение о переводе пятого блока ЗАЭС в режим холодной остановки. И формально оккупационные власти должны это решение выполнить. Однако до сих пор россияне не были замечены в уважении к международному праву, так что надежды на то, что они остановят энергоблок, не очень много.
“Понятно, что кафиры не будут переводить пятый энергоблок в холодную остановку, – говорит Ольга Кошарная. – Они будут держать его до последнего для ядерного шантажа. Даже когда ВСУ деоккупируют территорию вокруг Энергодара (где находится ЗАЭС) и заблокируют их на полуострове”.
На самом деле, россияне не только не собираются снижать градус напряжения вокруг Запорожской АЭС, но и почти открыто готовятся к предстоящим провокациям.
“Сейчас по российским пропагандистским каналам массово разгоняются сообщения о том, что ЗАЭС и пруд-охладитель находятся в опасности из-за вроде бы действий ВСУ, – говорит Ольга Кошарная. – 5 июня россияне распространили в МАГАТЭ вербальную ноту в которой утверждается, что будто бы их войска сбили над ЗАЭС 105 (!) боевых беспилотников. Все это явный признак подготовки провокации под чужим флагом. Это тактика, которой Россия пользуется почти всегда – преступление, объявленное заранее”.
Возможно, чтобы предотвратить это преступление, которое нанесет непоправимый ущерб не только Украине, но и всем странам региона, станцию посетил генеральный секретарь МАГАТЭ Рафаэль Гросси. Во время визита он ознакомился с положением дел на ЗАЭС, в частности, на ставке-охладителе.
“С тем уровнем воды, которая здесь есть, станция может оставаться безопасной на время”, – заявил Гросси по итогам своего визита на станцию.
Он добавил, что во время пребывания на ЗАЭС собрал достаточно данных для того, чтобы МАГАТЭ могло осуществлять мониторинг происходящего на ней.
Однако о каких-либо способах решить проблему безопасности на Запорожской атомной станции пока не сообщается.
Следует добавить, что пока дипломатические усилия международных организаций не сильно влияли на поведение оккупантов. Поэтому скорее украинцам приходится надеяться на то, что безопасность на ЗАЭС уже в скором времени будут гарантировать ВСУ. (Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)