На днях состоялось судебное заседание в главном санкционном сражении Минюста.
Речь идет о взыскании в доход государства имущества российских олигархов Евгения Гинера, Михаила Воеводина и Александра Бабакова – так называемой лужниковской криминальной группы.
Учитывая количество ответчиков, третьих сторон и их представителей, дело с самого начала было показательным и, безусловно, нелегким. Чего только стоит “судебный цирк”, который устроили представители ответчиков: ничтожные отводы судей по надуманным причинам, три десятка репрезентантов разных облэнерго, которые якобы являются реальными владельцами активов, даже проблемы с переводом. Все это было направлено если не на блокировку иска, то, как минимум, на затягивание процесса.
Очередной кейс по конфискации активов российских олигархов и пособников кровавого террористического режима, а также связанных с ними лиц и компаний лишний раз доказывает, что наказание за преступления, особенно против человечности, не избежать никому. Даже если ты вицеспикер Думы РФ, как Александр Бабаков.
В 2018 году и сентябре 2022 г. в отношении Бабакова решениями Совета национальной безопасности и обороны Украины были применены санкции, в том числе в виде блокирования активов. Не оставили его без внимания также иностранные партнеры Украины, в частности Канада, Совет Европы, США, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Япония, Швейцария, Австралия, правительствами которых начиная с 2014 г. применены разные ограничительные меры.
Указанный олигарх благодаря устойчивым родственным, дружеским и многолетним бизнес-взаимоотношениям не только в течение двадцати лет организовывал осуществление противоправной хозяйственной деятельности на территории Украины, но и фактически приобрел в собственность (через близких лиц и ряд компаний с иностранной регистрацией) объекты критической инфраструктуры Украины.
Открыв занавес из связей Бабакова, замечаем, что основными действующими лицами в этой схеме хищения и постепенного многолетнего подрыва безопасности Украины являются его одногруппники, а также (как без этого) их жены, дочери, сыновья и компаньоны. В редакции есть развернутая карта связанности между тремя ключевыми фигурантами, их женами, включая гражданских дружин, проживающих во Франции по четко установленным адресам, бизнес-транзакциям между подконтрольными компаниями в Украине и России за фиктивные (без этого также никак) поставки товаров и услуг…
Банк – вещь статусная
Понятно, что без карманного банка ни один олигарх, а тем более, их группировки обойтись не могут.
Поэтому 27 февраля 2023 г. решением Высшего антикоррупционного суда к Евгению Гинеру была применена санкция, предусмотренная пунктом 1-1 части 1 статьи 4 Закона Украины “О санкциях” и взысканы в доход государства его активы – 88,9% акций АО “Первый инвестиционный банк”. Этим решением подтверждено, что Гинер через российскую компанию ООО “Технопромэкспорт”, конечным владельцем которой он является, и российскую государственную корпорацию “Ростех” способствует войне РФ против Украины путем изготовления, поставки, хранения и ремонта оружия, боеприпасов, военной техники и других средств.
Стоит отметить, что ряд лиц, связанных с Бабаковым, Гинером и Воеводиным, помогали им управлять компаниями на территории Украины, входили в состав акционеров АО «Первый инвестиционный банк» и опосредованно через ряд оффшорных компаний владели небольшой долей акций в этом обществе.
Групповой бизнес
Конечно, банк – лишь инструмент, ключевым же элементом бизнес-империи является группа компаний «ВС Энерджи», которую Бабаков, Гинер, Воеводин контролируют через ряд физических и юридических лиц. В эту группу также входят компании VS ENERGYINTERNATIONAL NV и “ВС ЭНЕРДЖИ ИНТЕРНЕЙШНЛ Украина”.
Для лучшего понимания активы группы на территории Украины можно разделить на энергетические компании, сеть отелей и другое. Все они прямо или через ряд иностранных компаний, родственников или граждан других стран реально владеют и распоряжаются троицей подсанкционных олигархов.
Установлено, что этими лицами и сегодня контролируется хозяйственная деятельность восьми энергетических компаний, составляющих критическую инфраструктуру нашего государства.
Группе компаний “ВС Энерджи” удалось приобрести ключевые части акции этих энергетических компаний и установить контроль за их деятельностью еще с 2000-х. Тогда подконтрольные ответчикам иностранные компании, в частности с регистрацией в Словакии и Нидерландах, входящие в группу компаний “ВС Энерджи”, приобрели львиные доли перечисленных предприятий.
Указанные подсанкционные лица продолжают сохранять контроль над энергетическими компаниями через связанных с ними лиц, являющихся номинальными владельцами корпоративных прав на неопределенный период и их пользователями.
Подтверждением того, что они фактически владели ими и распоряжались полученными от хозяйственной деятельности средствами, является то, что к “удивлению” многие должности членов наблюдательных советов в энергетических компаниях занимают лица, занимающие аналогичные должности в предприятиях группы компаний “ВС Энерджи”.
Обратим внимание и на сеть гостиничных комплексов, которые им удалось убрать в свои руки, и на причины, связанные с этим.
Контроль над этими компаниями, владеющими гостиничными комплексами, осуществляется через номинальных бенефициаров компании Financiere Egine Holding S.CA Уиллиса Дамбинса и Наталию Селиванову (гражданская жена Воеводина).
Управляющей компанией Financiere Egine Holding SCA является компания Financiere Egine SA, одним из управляющих менеджеров у которой был сын Гинера, а впоследствии менеджерами стали те же Уиллис Дамбинс и Наталья Селиванова.
Эти же компании вместе с другими представляли интересы компаний семьи Бабаковых, в частности, в покупке и регистрации объектов недвижимости во Франции.
Не придумав ничего лучшего, указанные компании даже открывали счета в одних и тех же банковских учреждениях, а именно – в ПАО МТБ БАНК и, как вы можете догадаться, в АО «Первый инвестиционный банк» (бывший банк Евгения Гинера).
“Другие” активы
Отметим вниманием и “другое” в группе активов, потому что на самом деле это не менее важные для экономики государства компании, которыми продолжают фактически руководить приспешники агрессора. В частности речь идет об АО ” Криворожский железорудный комбинат “.
Помните феерическую историю , как несколько лет назад украинский олигарх Игорь Коломойский заключил с “вором в законе” Михаилом Воеводиным договор о передаче одной компании на сумму более 900 млн. дол. США? Цель – обход западных санкций со стороны отечественного “бизнесмена” из Днепра. Этой компанией являлась Kadis Holding Limited. Она же фигурирует по делу против Коломойского, рассматриваемого в США. Поэтому участие третьей, “коломойской” стороны в деле не только измена.
По нашим данным, Kadis Holding Limited косвенно владело АО “Криворожский железорудный комбинат”, ЧАО “Электрометаллургический завод “Днепроспецсталь” имени А.М. Кузьмина”, ООО “Камаз-Транс-Сервис”, ООО “КУА “Реноме-2008”, ООО “Венчурные Инвестиционные проекты”, ООО “Город Славы” (ТЦ “Метроград”), “УИФК”, “Энергопоставка” и ООО ” Завод столовых приборов” (где большой долей корпоративных прав в этих предприятиях косвенно владеет уже упомянутая Financiere Egine Holding SCA).
По сути Бабаков, Гинер и Воеводин хотели избежать санкций и прикрыть свою незаконную деятельность по управлению противоправно полученными активами в Украине путем классического формального переоформления бизнеса на подконтрольных им лиц . Им это не удалось, но это был непростой путь, потому что, собственно, непростой сам процесс доказательства реального контроля над активами, которые имеют других номинальных владельцев. Впрочем, то, что участникам процесса удалось распутать клубок из столь значительного количества разноплановых активов, позволяет надеяться, что и другие кейсы, относящиеся к конфискации украинских активов, принадлежащих или контролируемых путинским режимом, могут быть успешными.
С другой стороны, следует понимать, что конфискация – это не финал, а начало истории, и победы не будут засчитаны, если потом государство не сможет рационально распорядиться конфискованным. Мы в Trap Aggressor дарим властям идею использования энергетических активов и недвижимости “бабаковцев” после конфискации. Гостиницы и соответствующие недвижимые активы продать, а полученные средства использовать на восстановление энергетической инфраструктуры (в том числе и упомянутых восьми облэнерго), так интенсивно разрушавших путинские войска. А уже после восстановления и модернизации приобретенным энергетическим активам следует подыскать новых собственников. Конечно, избегая концентраций и, да, российских следов в структурах новых владельцев. (Александр Леменов, председатель правления StateWatch, Zn.ua/Энергетика Украины и мира)