Западные компании в сфере добычи нефти и газа поставляли России буровое и другое оборудование на миллионы долларов в течение многих месяцев после полномасштабного вторжения в Украину, помогая поддерживать ключевую часть экономики страны-агрессора, несмотря на санкции. Это выявило расследование, опубликованное Associated Press 18 июля.

При этом доходы от экспорта нефти и газа обеспечивали более 45% поступлений федерального бюджета России в 2022 г.

Согласно анализу утечки данных российской таможни, в течение года после вторжения Россия импортировала более 5500 поставок оборудования и комплектующих на сумму свыше $200 млн. от пяти ведущих американских компаний в секторе нефтяных технологий, возглавляемых SLB, Baker Hughes и Halliburton, также имеющих подразделения в Европе. SLB является крупнейшим из них, имея рыночную капитализацию около $81 млрд.

Продолжая поддерживать российскую нефтегазовую отрасль, обеспечивающую почти половину доходов федерального бюджета России, западные компании длительное время после начала вторжения помогали Кремлю в финансировании войны.

Западные производители поставляли оборудование и оказывали услуги РФ по строительству и обслуживанию скважин.

Крупнейший поставщик нефтегазового оборудования в Россию – SLB (Schlumberger), получив запрос от Associated Press на окончательный комментарий к расследованию и узнав о предстоящей публикации, через два дня объявил о прекращении поставок технологий и оборудования в Россию из всех подразделений SLB по всему миру.

SLB, крупнейший в мире нефтепромышленный подрядчик со штаб-квартирами в США и Европе, непрерывно работал в России в течение 2022 и первой половины 2023 г. Таможенные данные показывают, что Россия импортировала 3279 единиц товара из SLB в год после вторжения на сумму около $60 млн. Самой дорогой статьей стала система мониторинга нефтяных скважин за $3,5 млн.

В конце 2022 г. компания приняла 70 новых сотрудников, в том числе для обслуживания “Газпрома” и “Роснефти”. Корпоративные документы показывают, что российский бизнес SLB вырос в 2022 г., до 6% от общемирового дохода компании, по сравнению с 5% в 2021 г.

В апреле 2023 г. Национальное агентство по предотвращению коррупции внесло SLB в список международных спонсоров войны, посылающий мощный сигнал, направленный на сдерживание банков, инвесторов и клиентов от ведения бизнеса с компаниями, все еще работающими в России.

Согласно тем же таможенным данным, от Baker Hughes Россия импортировала 712 товаров на сумму почти $121 млн. и 1399 товаров от Halliburton на сумму почти $20 млн. Цифры не включают стоимость работ, выполненных сотрудниками компаний или подрядчиками в России. К примеру, в SLB по состоянию на февраль 2023 г. в России было 9 тысяч сотрудников. В отличие от SLB, Baker Hughes и Halliburton не отнесены к международным спонсорам войны.

Независимо от того, было ли продано ими нефтегазовое оборудование в запрещенных списках, или нет, как указали опрошенные Associated Press эксперты, оно было жизненно важным для России.

Многие российские нефтяные месторождения почти исчерпаны, расположены на больших глубинах, в вечной мерзлоте или в открытом море, поэтому их эксплуатация требует специального оборудования и опыта, которые имеют западные фирмы.

Аднан Ватансевер, специалист по российской политической экономии в Королевском колледже Лондона и бывший консультант Министерства энергетики США, сказал, что у России нет технологий или опыта, чтобы самостоятельно разрабатывать старые или сложные месторождения, расположенные в море или в Сибири. Китай мог бы быть потенциальным поставщиком этих услуг и оборудования, но не владеет ими.

По мнению эксперта, если бы все западные нефтесервисные компании ушли, это повредило бы российской экономике больше, чем выход крупных энергетических компаний из совместных предприятий. Российские компании все еще могут найти рынок для своей сырой нефти, даже если такие крупные компании как Exxon, Shell и BP не будут покупать ее.

Но по расчетам Ватансевера, производство нефти в России значительно упало без оборудования и опыта западных компаний.

Последствия расследования Associated Press доказывают, что положительные изменения возможны, но они должны происходить не из-за давления общественности и медиа, а по политической воле западных лидеров, которые могли бы реально помочь Украине победить в войне, полностью введя нефтяное эмбарго и вторичные санкции против России.

Международные санкции в отношении РФ должны быть полными, а не половинчатыми.

Санкции должны способствовать демонтажу российской индустрии ископаемого топлива, а не поддерживать его на плаву.

С начала российского вторжения в 2022 г. мы требуем прекращения войны путем сокращения российского экспорта ископаемого топлива из-за всеобъемлющего и полного эмбарго. С февраля 2023 г. Razom We Stand выступает за введение вторичных санкций в отношении поставщиков оборудования и услуг для российской нефтегазовой отрасли.

В апреле 2023 г. с такими требованиями в Европейскую комиссию официально обратился комитет по энергетике и коммунальным услугам Верховной Рады Украины в официальном письме, уделив особое внимание технологиям и услугам, позволяющим России расширять экспорт сжиженного природного газа.

Политические лидеры США и ЕС наконец-то должны признать, что и доходы от экспорта, и объемы добычи российской нефти и газа должны постоянно сокращаться – ради мира, ради защиты демократии и для противодействия климатическому кризису, вызванному глобальной зависимостью от ископаемого топлива. (Светлана Романко, Олег Савицкий, Европейская правда/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий