Украина – автогазовая страна, мировой лидер по популярности LPG на транспорте, в то время как в промышленности сжиженный газ традиционно в большинстве своем был экзотикой. Он был выходом только для предприятий, не подключенных к газу, таких как зерносушилки, или тех, где бесперебойность газоснабжения может стоить потери бизнеса, например, инкубаторов.

Настоящим бумом в сфере промышленного потребления LPG в Украине отличился 2021 г., когда цены на газ взлетели к небесам. Это дало шанс сжиженному газу стать не резервным или вынужденным горючим, а основным, экономически солидно обоснованным энергоносителем для промышленного отопления.

По словам трейдеров, осенью 2021 г. промышленность обеспечивала до 30% всего спроса на рынке, а это 40-50 тыс. в отдельные месяцы. График компаний, снабжающих оборудование для автономного газообеспечения на LPG, был расписан на годы. Сегодня спрос со стороны предприятий невелик, а перспективы отопления пропаном частного жилья туманны. И в контексте существования ненормального соседа это очень нехорошо.

Реальная автономия

По разным оценкам, зимой 2021-2022 гг. в Украине на пропане работало 60-70 крупных предприятий, но сейчас в строю осталась максимум половина. Крупнейшими потребителями автономного газового обеспечения на пропане остаются аграрии. Причем, это не только крупные элеваторы, но и маленькие фермерства.

Для крупных агрохолдингов LPG играет, как правило, роль резервного энергоносителя на случай перебоев со снабжением природного газа или его существенного удорожания. Малые сельскохозяйственные компании, как правило, доступа к газопроводу не имеют, поэтому выбирают между пропаном, электричеством и твердым топливом. Электричество сейчас дорогостоящее, и те, кто раньше использовал электропечи, тоже перешли на пропан.

Энергия по сжиганию твердого топлива (пеллеты) – самая дешевая, но самые твердотопливные котлы очень дорогие и более требовательные к сервису. Если оборудование на пропане для фермера обойдется в 1 млн. грн., то система на твердом топливе аналогичной мощности – 2-3 млн. грн. Для небольшого хозяйства это очень существенная разница.

По словам директора стратегического развития “Укравтономгаза” Андрея Дорофеева, стоимость проекта пропановой системы для крупного агрохолдинга “под ключ” может составить от 7 до 10 млн. грн. Кроме того, необходимо время для разработки проекта. “Если это объект СС3 (класс значительных последствий, относится к крупным объектам, авария на которых может повлечь существенные последствия, – ek.), то для его оборудования требуется 7-8 месяцев, для небольшого объекта по СС1 – 2-3 месяца”, – отметил директор компании Testrite Сергей Гладков.

При этом, как пояснил Андрей Дорофеев, в валютном эквиваленте цена на оборудование для “пропанизации” отопления почти не изменилась по сравнению с 2020 г.

Заметный импульс индустриальному спросу на пропан дало “Большая стройка” в 2020-2021 гг. Выбор у мобильных асфальтных заводов невелик: дизель или пропан. И здесь почти всегда экономика на стороне дешевого и калорийного сжиженного газа. Полномасштабное вторжение остановило дорожное строительство. В 2023 г. работы возобновились, но спроса со стороны строительных компаний нет. “К Великой войне было подключено около 34 заводов, а сейчас они остановились и новых почти нет”, – прокомментировал ситуацию директор “Укравтономгаза” Андрей Дорофеев. Он считает, что пока эта ниша для пропана закрыта.

Дорофеев говорит, что раньше клиентами компаний по установке газового оборудования были и молокозаводы. Он объясняет, что из-за экологических норм молочные производства не могут использовать дизель или пеллеты для резервного отопления. Однако из-за падения оборотов спрос на системы автономного газоснабжения молочников почти исчез. “В случае перебоев подачи природного газа корпорации будет достаточно сконцентрировать производство на одном заводе, чтобы обеспечить выполнение заказов”, – считает Сергей Гладков.

Еще одни пищевики-представители сегмента промышленных потребителей LPG – сахарные заводы. Им резервное горючее необходимо несколько месяцев в году, когда идет перезагрузка сырья в биогазовых установках. С развитием последних именно газ, получаемый из отходов сахарного производства, стал основой потребности заводов в энергии. С одной стороны, большинство сахарников подключены к газовой трубе, и они могут закупить необходимый объем метана в низкий сезон, с другой – риск перебоев поставок или резкого роста цены никто не отменял, поэтому этот сегмент остается перспективным. К примеру, руководство сахарного завода в Теофиполе недавно разморозило проект сооружения системы автономного газоснабжения на LPG.

Еще один сегмент, сверхчувствительный к стабильности и стоимости энергоснабжения – стеклозаводы. Сейчас системы на стеклозаводах не задействованы, ведь есть дешевый газ. По словам Дорофеева, в прорывном 2021 г. его компания установила пропан-бутановые системы на 5-ти таких производствах. “В нашем портфолио есть завод, который в 2021 г. за 1 месяц отразил газоснабжение на пропане за 20 млн. грн.”, – говорит владелец “Укравтономгаза”. Однако в ближайшем году он не ожидает новых заявок от стеклозаводов, ведь все желающие перешли на пропан 2021 г., и именно они сформируют мощный спрос в случае подорожания природного газа.

В ожидании своего времени

Директор компании “Бета Инженеринг ЛТД” Юрий Сибекин говорит, что во время войны количество заказов уменьшилось. “Однако мы больше обслуживаем малые предприятия, а у них дела обстоят не очень хорошо”, – уточняет он.

“В 2022 г. за месяц мы в среднем устанавливали 2 объекта, за год – 24. Сейчас количество заказов растет”, – описывает нынешний пульс рынка Сергей Гладков. По его словам, большая часть заказов – от уже предыдущих клиентов, которые в результате войны потеряли производство и сейчас релокируются. То есть предприниматели, уже попробовавшие газовую автономию, снова стремятся к ней.

Глава Укравтономгаза также отмечает, что в 2022-2023 гг. компания получила несколько обращений по трансферу ранее смонтированного оборудования в более безопасные места. По его словам, это компании, производящие продукты на экспорт и не зависящие от внутреннего рынка.

Продавцы систем автономного газоснабжения считают, что спрос может возрасти в 2024 г. после удорожания природного газа для промышленности. Поставщики техники ожидают нового бума на установку при росте цены на метан до 30 грн./куб. м (по состоянию на сентябрь она колеблется на уровне 20 грн./куб. м). В частности, Дорофеев считает, что окончание контракта между “Нафтогазом” и “Газпромом” на транзит газа в конце 2024 г. вызовет турбулентность на рынке и, как следствие, определенный рост цены. С. Гладков также обращает внимание на риски перебоев поставок промышленным предприятиям зимой, когда иностранные трейдеры начнут изымать свой газ из наших хранилищ.

Чем ближе к Европе, тем теплее

Впрочем, даже при появлении мощного экономического стимула, развитие автономного отопления в Украине сдерживается несовершенством нормативной базы. В Европе давно поняли, что залог успешной работы промышленности – вариативность энергоснабжения. Как пояснил Ю. Сибекин, процедура подключения оборудования в ЕС отличается от нашей своей быстротой и разделением ответственности. В то время как у нас она полностью возложена на заказчика, в европейских странах это общая ответственность органов местного самоуправления, пожарных и страховых компаний, что значительно ускоряет согласование, уменьшая количество бюрократических кругов.

По данным главы “Бета Инженеринг ЛТД”, около 77% предприятий в Европе имеют диверсифицированную систему питания за счет автономных источников газоснабжения на LPG и LNG. Так выглядит ответ бизнеса на непредсказуемость рынка природного газа.

Стоит отметить, что у нас тоже есть некоторые оползни в украинской регуляторной системе, говорят операторы рынка. Так, получение акта ввода в эксплуатацию объекта в Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАИ) переместилось из кабинетов инспекции в мобильное приложение “Действие”. Во-первых, это значительно сократило коррупционные расходы (о ценниках на документы в ГАСИ ходят легенды). Во-вторых, цифровизация в целом ускорила процесс разработки и внедрения проекта.

Кроме того, удалось обновить инструкцию по классовой идентификации объектов повышенной опасности. Раньше почти все объекты, где есть газгольдеры (газовые резервуары) больше 1 куб. м (а промышленного резервуара на куб трудно представить), подпадали под класс последствий СС2 и СС3. Это означало потребность в длительной экспертизе проектной документации и начале строительства только после получения разрешения в государственных органах. Особо обращают внимание на необходимость получения оценки влияния на окружающую среду. Указанную справку приходится ждать по полгода, а иногда и подольше. Теперь с умеренными согласованиями можно построить объекты, где суммарная масса опасных веществ составляет 12,5 т. В такие рамки, например, впишется система с резервуаром на 10 куб. м и одновременным пребыванием 10-кубовой автоцистерны. Понятно, что под такие требования подпадает в разы большее количество потенциальных объектов автономного газоснабжения.

“Уменьшается стоимость и объем проектной документации, упрощается процедура регистрации в Государственной инспекции архитектуры и градостроительства. К примеру, стоимость самого проекта для объекта СС1 стоит 200 тыс. грн., а СС3 – 700 тыс. грн.”, – говорит Дорофеев.

К сожалению, даже введенные изменения пока не позволяют активировать бытовое отопление на сжиженном газе. Здесь основным тормозом остаются жесткие противопожарные разрывы, расстояния от газгольдера до разных помещений и сооружений. Дома, дороги, линии электропередачи, гаражи, сарае, лес, поле… От всего этого газовую бочку нужно расположить в 5-40 метрах.

Частных домов в Украине, которые могли бы выполнить все эти требования, очень мало.

За успешным опытом реализации государственных норм в бытовом отоплении далеко ходить не надо – в Польше газгольдерами оборудованы десятки тысяч частных домов.

“В Польше в частном секторе можно поставить бочку просто на основании того, что резервуар приобретен на заводе и сертифицирован. Даже проект делать не нужно, – объясняет Гладков, напоминая об адекватном разделении ответственности между заказчиком, производителем и государством. – Если такое внедрить у нас, во время блекаута мы сможем обрести автономность”.

В конце следует отметить, что свою надежность сжиженный газ убедительно доказал во время глубочайшего в истории Украины топливного кризиса весной прошлого года. Исчезнув вместе с другим горючим через месяц после полномасштабного вторжения России, уже к концу мая LPG был почти на всех заправках страны. И с тех пор ни разу не появлялось даже намека на дефицит, ведь поставки на рынок диверсифицированы как никогда. (Артем Куюн, эксперт Консалтинговой группы “А-95”, Наталья Курган, аналитик Консалтинговой группы “А-95”, Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий