Что необходимо для увеличения перетоков электроэнергии между Украиной и Европейским союзом?

Одно из выдвинутых отечественными “энергетическими” должностными лицами предложений в рамках Лондонской конференции Ukraine Recovery Conference – это увеличение к 2050 г. украинского внешнего интерфейса для экспорта электроэнергии от сегодняшних 2500 МВт до 10 000 МВт.

Это много или мало? Что вообще представляет собой понятие “экспортный интерфейс”? До каких показателей реально довести интерфейс и какие предпосылки для этого? Давайте разберемся.

Куда и как можно экспортировать?

Север и Восток для нас закрыты, поскольку с 16 марта 2022 г. украинская энергосистема синхронизирована с европейской. То есть с Белоруссией и Россией мы находимся в разных синхронных зонах, все межгосударственные сети между нами разомкнуты и перетоков нет.

А у Румынии, Венгрии, Словакии и Польши не такие амбициозные планы, как у нас.

Важно отметить, что экспортный интерфейс – не самоцель, это средство, которое даст мощный толчок развитию экономики в целом. Что технически для этого нужно?

Для экспорта электроэнергии в другую страну нужны линии электропередачи, которые будут соединять две энергосистемы сопредельных стран. Такие линии называются интерконнекторами. Совокупность интерконнекторов – это и есть межгосударственный интерфейс или пересечение. Его пропускная способность определяет количество мегаватт, которые государство может экспортировать или импортировать.

Но не все так просто. Самая сложная задача – именно расчет такого интерфейса, а он зависит от массы факторов, в частности, от баланса мощности, от генерации и от потребления – как Украины, так и соседних стран.

Хорошая новость заключается в том, что европейцы нуждаются в украинской электроэнергии, в том числе дешевой атомной, дорогой маневровой и зеленой. И у нас есть все предпосылки после освобождения Запорожской АЭС иметь избыток атомной энергии. У нас уже хорошие наработки по ветровой и солнечной электроэнергии, а также есть потенциал развития маневровой генерации.

Строительство гидроаккумулирующих электростанций, парогазовых электростанций – все эти возможности есть у Украины. К тому же такое строительство обойдется дешевле, чем, например, в Германии.

Плохая новость состоит в том, что мы с Европой имеем разные классы напряжения. Чтобы мы смогли экспортировать электроэнергию, нужно провести ряд мероприятий: построить воздушные линии электропередачи, реконструировать подстанции, построить распределительные устройства с определенным количеством подключений, при необходимости заменить автотрансформаторы более мощными и т.п.

Еще необходимо обратить внимание, что для постройки самих интерконнекторов и линий связи от них необходимо иметь коридоры для прохождения линий, а у нас главным препятствием для них являются Карпаты со своими заповедниками.

Хорошей аналогией может служить европейская железная дорога, отличающаяся своей шириной от украинской. Так вот, чтобы запустить экспортный поезд электроэнергии, Украине нужно перестроить отечественные рельсы.

О чем говорят цифры?

Мы с командой провели анализ и расчеты с учетом балансов стран и дефицита конкретных зон, заключили и определили комплекс мероприятий. Он не является истиной в последней инстанции, но его можно реализовать до 2035 г., обеспечив экспортный интерфейс до 6 000 МВт.

Строительство проектов такого масштаба длится около десяти лет, поэтому начинать нужно уже сейчас. Технически возможна реализация следующих интерконнекторов, которая будет предусматривать ориентировочно такое строительство и реконструкцию.

Интерконнектор 400 кВ Ровенская АЭС – Ковель – Хелм:

– Строительство воздушной линии 400 кВ Ковель – Хелм.

– Реконструкция имеющейся воздушной линии 330 кВ Ровенская АЭС – Ковель с переводом ее на напряжение 400 кВ.

– Реконструкция самой Ровенской АЭС, включающая: установку автотрансформаторов 750/400 кВ мощностью 500 МВА; реконструкцию распределительного устройства 750 кВ для подключения автотрансформатора

– Реконструкция подстанции 330 кВ Ковель, включающая: реконструкцию распределительного устройства 330 кВ с переходом на класс напряжения 400 кВ; замену автотрансформатора на автотрансформатор 400/110 кВ мощностью 250 МВА.

– Перевод воздушных линий 330 кВ Нововолынск – Ковель на напряжение 220 кВ с заводом на распределительное устройство 220 кВ.

– Реконструкция на подстанции 330 кВ Нововолынск: строительство распределительного устройства 220 кВ, поскольку распределительные устройства 220 и 330 кВ на подстанциях отсутствуют, воздушные линии будут присоединяться через разъединители; заведение воздушной линии 330 кВ Нововолынск – Ковель и воздушной линии 220 кВ Добротворская ТЭС – Нововолынск на новое распределительное устройство 220 кВ.

Интерконнектор 400 кВ Хмельницкая АЭС – Львов – Жешув:

– Строительство подстанции 400 кВ “Львов” с двумя автотрансформаторами 400/110 кВ мощностью по 250 МВА и схемой распределительного устройства 400 кВ.

– Строительство мероприятий воздушной линии 400 кВ ХАЭС – Жешув на новую подстанцию 400 кВ Львов.

Интерконнектор 400 кВ Львов – Стрый – Мукачево – Капушаны – Рошиор:

– Перевод на напряжение 400 кВ имеющейся воздушной линии 220 кВ Мукачево – Воловец – Стрый – Раздел – Львов Южная – Львов 2 с заводом на подстанцию 400 кВ “Львов.

– Реконструкция воздушной линии 400 кВ Мукачево – Рошиор в двухцепную.

Интерконнектор 400 кВ Мукачево – Ужгород – Вельке Капушаны:

– Строительство подстанции 750/400 кВ “Ужгород” с двумя автотрансформаторами 750/400 кВ мощностью 500 МВА.

– Сооружение мероприятий воздушной линии 750 кВ Западноукраинская – Саболчбака на новую подстанцию 750 кВ “Ужгород”.

– Реконструкция воздушной линии 400 кВ Мукачево – Вельке Капушаны в двухцепной с выполнением ее мероприятий на РУ 400 кВ ПС 750/400 кВ “Ужгород”.

Интерконнектор 400 кВ Черновцы – Сучава:

– Строительство воздушной линии 400 кВ Черновцы – Сучава.

– Реконструкция подстанции 330 кВ “Черновцы” с сооружением распределительного устройства 400 кВ и установка автотрансформатора 400/330 кВ.

Интерконнектор 400 кВ Арциз – Исакча:

– Строительство воздушной линии 400 кВ Исакча – Арциз.

– Реконструкция подстанции 330 кВ Арциз со сооружением распределительного устройства 400 кВ и с установкой автотрансформатора 400/330 кВ необходимой мощности.

– Строительство воздушной линии 330 кВ Новоодесская – Арциз в габаритах 400 кВ с возможностью подвески второй цепи или прохождения в одном коридоре двух линий 400 кВ.

Дальнейшая перспектива интерконнектора 400 кВ Арциз – Исакча:

– Строительство подстанции 750/400/330 кВ “Приморская” с воздушной линией 750 кВ ПУАЭС – Приморская. Подключить подстанцию 750 кВ “Приморская” к сети 330 кВ региона. Целесообразно рассмотреть вариант сооружения сразу ПС 400/330 кВ “Приморская” с ВЛ 400 кВ ПУАЭС – Приморская и с кольцеванием в дальнейшем из ДНГАЭС и далее из ХАЭС на напряжении 400 кВ вместо 750 кВ.

– Строительство воздушной линии 400 кВ от подстанции 750 кВ “Приморская” до подстанции 400 кВ “Арциз” с использованием воздушной линии 330 кВ Новодесска – Арциз и воздушной линии 330 кВ Молдова ДРЭС – Арциз. Демонтаж РУ 330 кВ и автотрансформаторов 330/110 кВ на подстанции Арциз с установкой автотрансформаторов 440/110 кВ.

Строительство интерконнекторов может быть главной стратегической задачей Украины. НЭК “Укрэнерго”, как оператор системы передачи, должен сделать еще один важный шаг после синхронизации украинской энергосистемы с европейской – наладить беспрепятственный “прозрачный” экспорт, который поставит окончательную точку в интеграции украинской энергосистемы с европейской.

Но этого недостаточно. Строительство интерконнекторов является частью общей энергетической стратегии, которую мы с командой в ближайшее время представим. (Виктор Куртев, эксперт энергетического рынка, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий