Повышение тарифов должно компенсироваться помощью наиболее незащищенным гражданам.

США и другие западные партнеры Украины призывают страну провести реформы, в частности, в энергетическом секторе, включая либерализацию тарифов на газ и электроэнергию. При этом повышение цен должно произойти в ближайший год, а это значит, что к тому времени война может еще не закончиться.

“Апостроф” разбирался, что на самом деле предлагают союзники, насколько неизбежен рост тарифов, и как сделать так, чтобы те, кто действительно не в состоянии оплачивать коммунальные услуги, получили необходимую им помощь от государства.

Срок – год

США составили перечень реформ, выполнение которых ожидают от Украины для получения дальнейшей помощи, а также в свете европейской интеграции нашей страны. Эта новость уже вызвала ажиотаж, а некоторые назвал выдвинутые требования ультиматумом.

Однако в Вашингтоне подчеркивают, что этот список является основой для консультаций с украинским правительством и ключевыми донорами Украины.

Кроме положений о верховенстве права и борьбе с коррупцией, в перечне содержится в том числе и пункт реформирования отечественного энергорынка.

“Внедрить план действий, направленный на либерализацию тарифов на газ и электроэнергию для лучшего обеспечения энергосбережения и финансовой устойчивости компаний и операторов, одновременно разработать схемы целевой поддержки для уязвимых потребителей в контексте реформирования системы субсидий на электроэнергию, – говорится в письме в адрес украинского правительства . – Принять меры для дальнейшей либерализации цен на газ и электроэнергию, а также подготовиться к развитию зеленой энергетики и интеграции энергосистемы между Украиной и ЕС. Сопровождать процесс либерализации механизмами социальной защиты для смягчения влияния на более бедные слои населения” .

Речь, в частности, идет об отказе от удержания заниженных цен на энергоносители, реализуемых в коммунальном секторе, поскольку это не только искажает рыночные механизмы и приводит к масштабной коррупции, но и очень дорого обходится государству. Ведь денежные средства тратятся на доплату за ресурсы всем категориям потребителей, независимо от их имущественного положения. Причем, поскольку богатые люди обычно потребляют больше газа и электричества, то и денег на их поддержку тратится больше.

Более справедливой считается политика, когда цены на газ и электричество соответствуют их реальной стоимости, а государство тратит средства на поддержку только нуждающихся слоев населения.

Вопросы энерготарифов упоминаются среди реформ, которые предлагается реализовать в течение года. Следовательно, если власти Украины собираются прислушаться к советам партнеров, оказывающих нам финансовую помощь, то в скором времени на рынке электроэнергии и газа должны произойти заметные изменения.

В правительстве уже дали понять, что готовы выполнить эту рекомендацию.

“Либерализация цен означает позволить поставщикам услуг повышать цены для потребителей, и одновременно сбалансировать рост цен субсидией гражданам, для которых стоимость платежки будет превышать 15% от заработка “, – заявила министр социальной политики Оксана Жолнович.

Тарифы и не только

В сознании украинцев любая либерализация цен ясно ассоциируется с их повышением. Поэтому подобная мера может стать не слишком популярной у населения. Хотя, по мнению экспертов, реформы в энергетике отнюдь не обязательно приведут к росту тарифов. По крайней мере, на газ.

Как рассказал “Апострофу” министр социальной политики Украины в 2016-2019 гг. Андрей Рева, до российского вторжения страна в среднем потребляла около 30 миллиардов кубометров газа, из которых где-то 20 миллиардов были собственной добычи, а 10 миллиардов импортировались. С 2015 г. начался процесс создания рынка газа, в рамках которого выравнивались цены для бытовых и промышленных потребителей, и рыночной ценой стала та, по которой газ закупался за границей, то есть тарифы пришлось повышать.

Однако сегодня из-за войны, спад производства, выезд многих людей за границу, потребление газа резко уменьшилось. НАК “Нафтогаз Украины” сообщила, что предстоящий отопительный сезон страна готова пройти исключительно на газе собственной добычи.

По словам Андрея Ревы, в таком случае рыночная цена газа должна быть привязана к стоимости газа собственной добычи.

“Она намного ниже, чем у импортной. Себестоимость его добычи – 3 гривны за кубометр. А нынешний тариф – уже 8 грн. А со стоимостью транспортировки – 10 грн. Таким образом, нынешний тариф полностью покрывает рыночную цену газа. И повышать его нет никакой нужды” , – заявил экс-министр.

Впрочем, что касается стоимости электричества , то здесь повышение тарифов действительно может произойти.

Однако это не главная задача для правительства. На этом рынке существует большое количество производителей, выпускающих электроэнергию разной стоимости. Эта разница обусловлена технологией производства. Энергия, произведенная на тепловых электростанциях, стоит значительно дороже, чем генерируемая атомными и гидроэлектростанциями. Однако без этой энергии невозможно обеспечить постоянное питание, ведь именно ТЭЦ обеспечивают маневренность и покрывают дефицит энергии в часы пикового потребления.

Следовательно, перед Украиной стоит задача создания рынка электроэнергии, на котором смогут работать все производители.

“В американском письме речь идет не столько о коммунальных тарифах, сколько о давно назревшей необходимости навести порядок в энергетической отрасли” , – рассказала “Апострофу” глава ОО “Всеукраинское агентство инвестиций и устойчивого развития” Юлия Усенко. – Мы должны завершить начатую когда-то реформу рынка электроэнергии, отменить или основательно пересмотреть механизм возложения специальных обязательств ” (ПСО – механизм, по которому специально определенные предприятия предоставляют бытовым потребителям энергию по тарифу ниже рыночной цены – “Апостроф”).

Одним из основных направлений реформы энергетического рынка должно быть формирование ценовой политики, не порождающей масштабную коррупцию и потери для экономики.

“Американцы в ужасе от ситуации, в которой находится энергорынок , – говорит Андрей Рева. – Они настаивают на том, чтобы на рынке был наведен порядок, прекращено хищение и установлена единая цена для потребителей. Они называют это прекращением перекрестного субсидирования” .

Помощь для уязвимых

Так что, скорее всего, внедрение рыночных механизмов на рынке электроэнергии все же приведет к повышению тарифов. А это, в свою очередь, остро задает вопрос об смягчении социальных последствий такого шага.

“В рекомендациях говорится, что либерализация должна сопровождаться созданием механизмов защиты потребителей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности платить полную стоимость коммунальных услуг, а кроме них также уязвимых потребителей, нуждающихся в дополнительной защите. Речь идет не только о получателях субсидий, но и о дополнительных категориях потребителей, нуждающихся в государственной поддержке” , – говорит Юлия Усенко.

На сегодняшний день понятие уязвимых потребителей в украинском законодательстве не определено, однако правительство уже разработало проект вводящего его постановления. В настоящее время этот документ вынесен на публичное обсуждение. Кабмин предлагает отнести к уязвимым потребителям всех получателей субсидий, а кроме них еще ряд категорий, требующих государственной поддержки, – семейные детдома, приемные семьи, люди, состояние здоровья которых зависит от работы медицинских приборов и т.д. Для этих потребителей предусматривается ряд мер поддержки, в частности особый порядок реструктуризации задолженности, предупреждение о плановых отключениях, запрет отключения в холодное время года, первоочередной ремонт электрооборудования, подающего ток в их дома и т.д.

Однако основным способом поддержки незащищенных слоев населения остаются жилищные субсидии, компенсирующие гражданам повышение коммунальных тарифов.

В 2014 году Украина также была вынуждена поднимать цены на коммунальные услуги, и поэтому за пол года до этого была создана эффективная система субсидий. Через шесть месяцев она была протестирована, были обнаружены и исправлены ошибки. И к моменту начала повышения тарифов система была готова к работе. Все украинцы, нуждавшиеся в помощи, смогли ее получить” , – рассказывает “Апострофу” экс-министр социальной политики Павел Розенко, возглавлявший ведомство в те времена .

Но сейчас с этим все гораздо сложнее, считает он.

“После смены власти в 2019 году порядок предоставления субсидий был усложнен, однако система все же просуществовала до прошлого года, когда было принято решение о передаче функции предоставления субсидий от органов социальной защиты в Пенсионный фонд, – говорит Розенко . – После этого фактически начался разгром системы предоставления субсидий. Доступ к этой услуге для обычных людей резко усложнился. Документы рассматриваются по 4-5 месяцев, предоставление субсидий блокируется, людям не возмещают деньги, которые они переплатили за то время, пока шло рассмотрение документов. Пенсионный фонд, в свою очередь, жалуется на нехватку оборудования, людей, помещений для приема заявителей” .

Субсидии для миллионов

По мнению Павла Розенко, в случае, если после повышения тарифов количество нуждающихся в субсидиях резко увеличится, система не справится с их поддержкой. Поэтому перед тем, как повышать тарифы, необходимо навести порядок в системе социальной защиты.

Если мы делаем людей неплатежеспособными, тогда они вообще перестают платить. А это породит колоссальную долговую нагрузку на население и энергетику. И правительству придется все равно платить деньги на погашение этих долгов поставщикам энергии, а долги останутся населению” , – объясняет Павел Розенко.

Кроме того, повышение тарифов, если его не избежать, не должно носить шоковый характер.

“Правительство должно хорошо подготовиться и разработать программу поэтапного повышения цен с обеспечением защиты уязвимых категорий” , – говорит Юлия Усенко. – Также следует разработать дифференцированный тариф в зависимости от уровня потребления энергии, что позволит дополнительно защитить наименее состоятельных потребителей, а также стимулировать людей к экономии энергии. У нас уже существовала подобная система, но при последнем повышении тарифа от нее отказались. Возможно, в будущем следует к ней вернуться” .

С 1 июня 2023 г. в Украине были повышены тарифы на электроэнергию для населения – с 1,44 гривны за 1 киловатт-час для тех, кто потреблял до 250 киловатт-часов в месяц, и с 1,68 гривны за 1 киловатт-час час для потреблявших более 250 киловатт-часов до 2,64 гривны за 1 киловатт-час независимо от объема потребления. Впрочем, это все равно очень далеко от рыночного тарифа, который должен быть в несколько раз выше.

В Украине идет война, и вполне возможно, что через год, который нашей стране отвели на реформирование энергетического рынка, она не закончится. А это значит, что, если тарифы на электричество будут подняты до рыночного уровня, появится еще несколько миллионов граждан, нуждающихся в субсидиях (в дополнение к тем 2 миллионам, которые, как ожидается, будут получать их в ближайшую зиму), ведь многие люди потеряли доходы и имущество после российского вторжения. И власть должна быть готова к этому. (Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий